Как контролировать усталость водителя

Как контролировать усталость водителя
Современные автомобили часто оснащают системами контроля усталости. В российской и мировой практике сложились два подхода к решению этой проблемы. Часть занимающихся перевозками компаний пытаются автоматизировать различные функции автомобиля, уменьшая роль водителя.

Такой подход позволяет снизить количество ошибок, вызванных человеческим фактором. Однако, полагаясь на автоматику, водитель слишком расслабляется и не успевает правильно среагировать, если техника дает сбой. Другой способ предполагает контроль за состоянием водителя. В случае обнаружения признаков усталости, система подает звуковой, тактильный или визуальный сигнал, например, значок кофейной чашки на приборной панели.

Содержание

Количество аварий, вызванных усталостью водителя

Какие методы контроля усталости водителя используются в России?

Принципы действия распространенных систем мониторинга

Ограничения стандартных тахографов

Мировые тенденции

Какие автопроизводители устанавливают системы мониторинга?

Особенности системы мониторинга «Штурман»

Количество аварий, вызванных усталостью водителя

По статистике причиной 95% дорожно-транспортных происшествий является человеческий фактор. Из них около 37% аварий случаются из-за усталости или засыпания водителей. Проблема не кажется такой серьезной только потому, что ее недостаточно обсуждают. Однако аварии, вызванные усталостью водителя, почти всегда происходят на трассах, где скорость движения выше, соответственно, последствия намного тяжелее.

Применение методов контроля усталости водителя в России

В нашей стране единые стандарты мониторинга состояния водителя пока не выработаны, однако наблюдается устойчивая тенденция к внедрению различных систем безопасности. Муниципальные власти и крупные агрегаторы такси уделяют много внимания вопросам безопасного вождения. Они внедряют автоматизированные системы контроля усталости водителя и тестируют возможность взаимного обмена информацией о том, сколько времени суммарно проводят за рулем сотрудники, зарегистрированные в нескольких службах.

Принципы действия распространенных систем мониторинга

В настоящее время основным методом повышения безопасности на дороге остается регистрация времени движения грузового и пассажирского транспорта. Это достигается с помощью тахографа, GPS-трекера или программного обеспечения для отслеживания заказов.

Чтобы не допустить вождение в нетрезвом виде, устанавливают детекторы алкоголя. Они предотвращают запуск автомобиля при отсутствии отрицательного теста на алкоголь. За рубежом (США, Новая Зеландия, Швеция) алкозамки чаще всего вводятся на определенный период в качестве наказания для водителей, которые ранее были осуждены за управление транспортным средством в нетрезвом виде. В нашей стране тестирование такой системы показало свою эффективность. Однако законодательно использование алкозамков не регламентировано, поэтому компании-перевозчики устанавливают их исключительно по собственной инициативе.

Ограничения стандартных тахографов

Как контролировать усталость водителя

Применение тахографов делает движение более безопасным, отслеживая количество отработанных часов, маршрут и скорость транспортного средства. В России действует закон, согласно которому все автобусы, перевозящие свыше 8 пассажиров, и грузовые автомобили грузоподъемностью от 3,5 тонны должны быть оснащены тахографами.

Это требование строго соблюдается. К сожалению, тахографы тоже могут быть сфальсифицированы, включая электронные модели.

При всех его плюсах тахограф не проверяет состояние водителя. Популярные устройства не дают полной гарантии того, что состояние водителя будет на всем пути следования отвечать требованиям, необходимым для безопасного движения. Уже находясь за рулем, человек может внезапно почувствовать себя плохо или сильно устать. Поэтому все большее распространение получают устройства, которое оценивают состояние водителя по изменению его мимики и действий за рулем.

МАДИ внес предложение оборудовать все автобусы и грузовики системами контроля состояния водителей. Такие устройства могут учитывать комплекс различных параметров:

  • движение глаз и век;
  • наклон головы;
  • частоту дыхания;
  • пульс и особенности сердечного ритма;
  • температуру тела;
  • интенсивность потоотделения;
  • изменения стиля вождения.

Компании, придерживающиеся высоких стандартов безопасности, по своей инициативе внедряют дополнительные системы мониторинга. За счет этого они контролируют не только время, проведенное водителем за рулем, но и наступление усталости. Оборудование привлекает внимание водителя и не дает ему заснуть. Хотя закон не требует обязательной установки систем мониторинга, компании используют данные устройства, чтобы повысить безопасность вождения и получить конкурентное преимущество в привлечении клиентов.

Мировые тенденции

Как контролировать усталость водителя

В большинстве стран Европы и США используются те же методы повышения безопасности на дорогах. На коммерческие автобусы и грузовики устанавливают тахографы. Перевозчики также применяют устройства, которые отслеживают движение рулевого колеса. Бодрый человек водит машину иначе, чем сонный. Управление в состоянии усталости характеризуются длительными перерывами в движении руля, которые перемежаются резкими поворотами.

Другое оборудование отслеживает положение головы. В состоянии монотонии и предсна голова человека наклоняется вперед. Датчик улавливает опасный признак и подает сигнал. Кроме того, существуют устройства, которые фиксируют изменение кожно-гальванической реакции. Они могут иметь форму браслета или кольца, надевающегося на два пальца. Перед засыпанием у человека снижается электрическое сопротивление кожи, что указывает на усталость водителя.

В США для дальнобойщиков на приборных панелях часто устанавливают устройства с периодически включающимися лампочками. Сигнал нужно отключить, нажав кнопку. Значок лампочки появляется нерегулярно. Если водитель не успевает выключить его, раздается звуковой сигнал тревоги.

Какие автопроизводители устанавливают системы мониторинга?

Ведущие автоконцерны также заинтересованы в безопасности вождения. Устройства для контроля состояния водителя различаются в зависимости от сложности используемого оборудования и изучаемых характеристик. Например, в большинстве новых автомобилей Mercedes устанавливаются системы помощи водителю, которые отслеживают признаки усталости и выдают предупреждение либо предлагают остановиться на отдых. Устройство собирает информацию о стиле вождения в течение первых 20 минут езды и в случае изменений подает сигнал. Количество ложных срабатываний также уменьшается с учетом погодных условий и изменений качества дорог.

Компания Hyundai установила датчики углекислого газа в салоне модели Genesis 2015 г. Превышение допустимой концентрации указывает на то, что водитель подвержен риску повышенной сонливости. Когда датчик срабатывает, в салоне автоматически включается вентиляция.

Системы контроля состояния водителей с помощью видеокамер в настоящее время устанавливаются только на дорогие авто. Данный вариант менее распространен, поскольку не все покупатели готовы платить за такое оборудование, даже если оно существенно снижает риск ДТП. Однако некоторые производители идут навстречу клиентам, беря часть расходов на себя. Например, компания Volvo начала встраивать камеры наблюдения в автомобили в рамках своей программы Vision 2020.

Особенности системы мониторинга «Штурман»

Существует отечественная разработка, превосходящая по эффективности зарубежные образцы. Система контроля состояния водителей «Штурман» — единственное в своем роде оборудование. Оно выявляет признаки усталости заблаговременно, а также сообщает о стрессовом состоянии водителя. При этом опасные функциональные состояния фиксируются системой за 1,5-2 минуты до наступления сна или гиперактивации.

Как контролировать усталость водителя

Оборудование содержит компактный датчик, который водитель надевает на ушную раковину. Устройство анализирует характер кровотока более чем по 40 параметрам, включая:

  • частоту сердечных сокращений,
  • пульсовую волну,
  • уровень кислорода в крови и т. д.

Данные передаются на бортовой компьютер или диспетчеру. Оборудование не только заранее предупреждает о снижении концентрации внимания или монотонии, но и сохраняет показатели самочувствия за длительный период работы.

Анализ накопленных данных позволяет выявить систематически возникающие дисфункции и обнаружить заболевания сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях. Система прошла апробацию на железнодорожном транспорте и в метрополитене и много лет используется в Санкт-Петербургском метрополитене.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.
© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318