Почему важен вопрос здоровья водителей?

Почему важен вопрос здоровья водителей?
Способность человека к управлению транспортным средством во многом зависит от состояния здоровья, приема некоторых лекарственных средств, а также условий окружающей среды, в которых он водит машину.

Плохое самочувствие, снижение концентрации внимания, несоблюдение скоростного режима негативно сказываются на безопасности вождения. По оценкам экспертов, до 90% всех дорожно-транспортных происшествий спровоцированы человеческим фактором. Идеи вывести на дорогу беспилотные автомобили и убрать людей с водительского сиденья на данном этапе развития технологий пока нереализуемы. Однако активно разрабатываются и внедряются автоматические системы, направленные на борьбу с вождением в нетрезвом виде, рассеянностью за рулем, превышением скорости и несоблюдением других правил дорожного движения.

Содержание

Опасные психофизиологические состояния

Усталость водителей — серьезная проблема, ежегодно приводящая к тысячам дорожно-транспортных происшествий. По ряду исследований, в 25% смертельных и серьезных аварий усталость водителя была ключевым фактором, спровоцировавшим ДТП. Быстрое вождение утомляет, заставляя водителя обрабатывать большое количество информации за минимальное время и постоянно адаптировать свое зрение. Скорость вызывает стресс, который приводит к усталости и потере бдительности. Наиболее распространенными причинами аварий становятся:

  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • неврологические проблемы;
  • болезни органов зрения;
  • сахарный диабет;
  • нарушения сна.

Утомление

Сонливость увеличивает время реакции, снижает концентрацию внимания. Водитель не успевает затормозить или свернуть, чтобы избежать столкновения. Наиболее частыми причинами потери внимания и неадекватных реакций во время движения становятся монотонная деятельность, усталость, сонливость. На их долю приходится 58% случаев. Количество ДТП, совершенных под воздействием алкоголя, наркотиков составляет примерно 16,5%. Стресс и болезни приводят к авариям в 13,5% случаев, а иные причины, ухудшающие психофизиологическое состояние, в 12%.

Болезни сердечно-сосудистой системы

Особого внимания в вопросе повышения безопасности на дорогах требуют патологии сердца и сосудов из-за высокого риска внезапной смерти водителя. Они часто сопровождаются повышенной тревожностью. Процесс вождения, стрессогенный сам по себе, становится усугубляющим фактором. Водитель беспокоится, совершает множество ошибок. Стресс негативно влияет на работу сердца и сосудов, еще более снижая способность к управлению транспортным средством.

Патологии органов зрения

Хорошее зрение жизненно важно для безопасного вождения. Водители и мотоциклисты должны быть в состоянии прочитать стандартный номерной знак с расстояния 20 м, при необходимости надев очки или корректирующие линзы. Проблемы со зрением также могут повлиять на способность видеть сбоку. Это может затруднить наблюдение за машинами на соседних полосах движения. Общая рекомендация состоит в том, чтобы проверять зрение каждые два года или чаще, если у водителя есть проблемы с глазами.

Люди любого возраста могут поддаваться отвлекающим факторам во время вождения. С появлением мобильных телефонов отвлеченное вождение стало серьезной проблемой. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие с телесными повреждениями связано с использованием мобильного телефона за рулем, независимо от того, говорил ли водитель по громкой связи. Текстовые сообщения могут отвлечь ваш взгляд от дороги на несколько секунд. В настоящее время правила дорожного движения запрещают вождение с мобильным телефоном в руке.

Неврологические нарушения

Редкими, но опасными состояниями, являются судороги и иные обострения заболеваний нервной системы. В этом случае человек садится за руль в нормальном состоянии, а приступ может случиться прямо на дороге. В таких случаях водитель не способен контролировать транспортное средство, что приводит к авариям с серьезными последствиями.

Меры по обеспечению безопасности пассажирских перевозок

Почему важен вопрос здоровья водителей?
В нашей стране особое внимание уделяется безопасности общественного транспорта, которым ежедневно пользуются тысячи людей. Основная ответственность за жизнь и здоровье пассажиров лежит на компании-перевозчике.

Организация должна проверять состояние здоровья водителя перед каждым рейсом. Требования к медицинскому освидетельствованию и регламент его проведения установлены в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказе Министерства здравоохранения №835-Н от 15 декабря 2014 г. «Об утверждении порядка прохождения предрейсовых медицинских осмотров».

Согласно закону снимается определенное количество показателей:

  • пульс,
  • артериальное давление,
  • температура,
  • тест на употребление алкоголя.

Вместе с тем компании-перевозчики имеют право проверять дополнительные параметры, которые более полно отражают реальное состояние здоровья водителя. Например, работодатель может быть заинтересован в том, чтобы оценить адаптационные возможности сотрудника, или проверить, не находится ли тот в опасном функциональном состоянии. Для более полной диагностики требуется специальное оборудование.

Плюсы АСПО

Автоматизированная система предрейсового осмотра (разработка компании «Системные технологии») позволяет комплексно отслеживать функциональное состояние водителя, обусловленное в том числе и заболеваниями. Система оценивает более 40 параметров, включая форму пульсовой волны, вариабельность сердечного ритма, что невозможно на другом оборудовании. Некоторые параметры отслеживаются ретроспективно. Проводится не менее 10 измерений, чтобы определить норму и отклонения от нее. Оборудование учитывает индивидуальные параметры водителя, а не усредненные стандарты.

АСПО — это полностью отечественная разработка российских ученых. Технология была протестирована Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» и другими ведущими предприятиями РФ и показала снижение аварийности по причине человеческого фактора. Сопутствующим эффектом стала раннее выявление заболеваний у сотрудников, проходящих предрейсовый медосмотр.

АСПО имеет простой интерфейс. Для снятия показателей достаточно подключить датчики к руке. Чтобы провести углубленный медосмотр, не требуется создавать дополнительные условия. В настоящее время с оборудованием работает медсестра, однако АСПО может функционировать полностью в автономном режиме, если будет принят законопроект об удаленных медосмотрах.

Важно контролировать состояние водителя не только перед поездкой, но и в процессе движения. Компания «Системные технологии» производит оборудование для мониторинга состояния водителей «Штурман». Это специальный компактный прибор, который крепится на ухо и передает снятые показатели через интернет. Оборудование сигнализирует о признаках потери внимания, монотонии, засыпания и проигрывает определенную мелодию, чтобы помочь водителю прийти в норму. В тяжелых случаях «Штурман» сигнализирует диспетчеру, что водитель не может управлять транспортным средством и требуется прибегнуть к автоматическому торможению.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.
© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318