Усталость за рулем

Усталость является неизбежным сопутствующим фактором продолжительного пребывания за рулем. Ее начальные признаки проявляются уже на пятый час вождения, к восьмому становятся очевидными, а далее управление транспортным средством осуществляется за счет силы воли водителя. В результате растет вероятность допущения ошибок, что чревато попаданием автомобиля в ДТП.

ustalost-za-rulem

В чем проявляется усталость

Одной из основ дорожного движения является его безопасность. Фактор усталости играет роль снижения этого показателя. Во многом он зависит от работоспособности человека, управляющего транспортным средством. То есть способности определенное время сохранять быстроту реакции, концентрацию внимания на окружающей обстановке и способность принимать правильные решения при ее изменении.

Работоспособность снижается по таким причинам:

  • болезненное состояние;
  • недостаток сна и отдыха перед рейсом;
  • употребление алкоголя и похмельный синдром;
  • угнетенное состояние;
  • нервное возбуждение.

Независимо от количества и вида таких предпосылок, все они негативно сказываются на способности человека управлять техникой уверенно и безопасно.

По мере возрастания степени усталости в состоянии водителя возникают такие изменения:

  1. Снижение качества зрительного восприятия. Искажаются цвета, формы, уровень контрастности. С большими погрешностями оцениваются расстояния до объектов и скорости движения других автомобилей. Утомленный человек концентрирует внимание на второстепенных объектах, не замечая тех, которые потенциально опасны.
  2. Ослабление мозговой активности. Замедление реакции на поступающую информацию, в том числе и тревожные сигналы. Увеличение времени на ее обработку, определение возможных решений и выбор оптимального на данный момент варианта.
  3. Нарушение моторики, отклонение от привычных действий, физический дискомфорт. От сидения в одном, практически статичном положении затекают мышцы, немеют конечности, возникают боли в спине, пояснице, голове. Человек вынужден принимать другие позы. А это не только отвлекает, но и ведет к ухудшению обзора дорожной обстановки, приборной панели, затруднению манипуляций с педалями, рулем и рычагами.

Статистика свидетельствует, что даже при идеальном состоянии здоровья и психики работоспособность водителя после 8–9 часов непрерывной езды снижается до минимума, граничащего с критическим состоянием. На практике причиной более половины аварий на дороге является именно переутомление виновника ДТП.

Физиология переутомления

Усталость является естественным процессом снижения остроты физической и умственной активности, возникающей вследствие длительной нагрузки на организм человека. Причем возникает она как при интенсивном дорожном движении, так и на пустынной трассе.

Рассматривать механизм возникновения усталости можно по таким критериям:

  1. Проявление силы воли для концентрации внимания и активации моторики. Водитель может взбодриться различными способами, сосредоточиться, увеличить интенсивность мозговой активности и физической подвижности. Все это сопровождается учащением пульса, повышением давления, потливостью — то есть повышением нагрузки на уже утомленный организм. В результате наступает предел выносливости, происходит резкое снижение тонуса, возникает ощущение тяжести, вялости, внимательность падает до критического уровня. Этот момент самый опасный, так как человек практически выпадает из окружающей реальности.
  2. Отсутствие обилия информации и расслабленность. Такое состояние часто испытывают водители коммерческих рейсов во время дальних, особенно ночных поездок. При отсутствии потока данных для анализа и принятия решения снижается активность мозга и увеличивается время реагирования на поступающие сигналы. В состоянии покоя выполнение обычных действий требует приложения усилий, но это сложнее и также способствует появлению усталости. Совокупность утомления и расслабленности может стать причиной запоздалой реакции на внезапно возникшую аварийную ситуацию с соответствующими последствиями.
  3. Фактор физического возбуждения. Под воздействием сильных эмоций, неважно — радостных или тревожных, водитель может не чувствовать усталости, хотя фактическое утомление реально наступает. Находясь в приподнятом состоянии, человек просто не понимает, что его реакция замедляется, моторика становится нечеткой, оценка событий утрачивает логичность и отходит от общепринятого поведения участников дорожного движения. Помочь в таких ситуациях может только стороннее вмешательство — напарник, пассажир или автоматика.
  4. Засыпание за рулем. Самое опасное последствие запущенного переутомления, а также циклов расслабленности и усилий воли. Возникает сонливость обычно на ровной и пустынной дороге, часто незаметно для самого водителя. Во всех случаях это заканчивается столкновением со встречным транспортом, препятствием или съездом с магистрали. В тех случаях, когда шофер начинает испытывать дремотное состояние, он не должен пытаться преодолеть его в процессе езды. Любые отвлекающие от управления транспортным средством действия также могут стать причиной ДТП. Необходимо остановить машину, сделать гимнастику, выпить кофе, а еще лучше — поспать несколько часов.

О том, что переутомление фактически наступило, можно понять и самостоятельно по ряду характерных изменений в самочувствии и поведении. Все начинается с вялости, ощущения неудобства, желания сменить позу, потянуться, покрутить головой. Потом идет снижение внимательности, игнорирование предупреждающих знаков, тяжесть в руках и ногах, как это бывает при засыпании. В таких ситуациях лучше остановиться и отдохнуть, так как потеря времени несопоставима с возможными последствиями даже легкого ДТП.

Проведенные исследования показали, что восстановить работоспособность способен только полноценный сон. Танцы у кабины, приседания, громкая музыка, кофе — все это только кратковременные решения, которые дают временное облегчение, но затем ситуация только усугубляется. Целесообразно делать небольшие по времени промежутки на сон, чем один длинный. Так организм лучше восстанавливается даже после сильной усталости.

Современное решение проблемы переутомления

Далеко не все водители коммерческих линий способны объективно оценить свое состояние, понять, что критически устали, а соответственно, и принять единственно верное решение – отдохнуть. Не поможет в этом и напарник, если он есть.

Вопрос контроля уровня работоспособности и переутомления необычайно важен для коммерческих перевозок. Аварии на линии приводят к утратам груза и техники, потере репутации и клиентов. Мы готовы предложить эффективное решение этой проблемы. Наша компания располагает современной системой определения состояния водителя и предотвращения потери управления транспортным средством из-за человеческого фактора. Устройство заблаговременно выявляет вероятность потери внимания водителем из-за усталости, болезни, состояния стресса, а затем помогает ему в решении таких ситуаций.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318