Виды медосмотров водителей в 2024 году

С сентября 2023 года было внесено достаточно много изменений к требованиям, касающимся эксплуатации транспортных средств (ТС), которыми пользуются организации и индивидуальные предприниматели. Теперь по-новому необходимо заполнять путевые листы, оцифровывать договоры, вносить корректировки в правила, согласно которым оказываются услуги, и пр. Также руководителям предприятий необходимо знать, как будут проводиться мед. обследования лиц, управляющих транспортом. Новшества вступили в законную силу с 01.09.2023 и регламентируются обновленной редакцией Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и прочими нормативными актами.

image1

Классификация медосмотров

Благодаря тому, что существует несколько разновидностей медицинских освидетельствований, в большей степени удается обеспечить безопасность на дорогах.

Согласно ст. 328 ТК РФ, прохождение предварительного медицинского осмотра является обязательным условием при приеме на работу, связанную с передвижением ТС. Основная задача такого осмотра заключается в том, чтобы выявить, насколько состояние здоровья сотрудника соответствует условиям и характеру работы, которую ему поручают.

Далее не менее одного раза в два года все водители обязаны подвергаться периодическим осмотрам, что прописано в п. 1, 3 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Это необходимо, чтобы была возможность вести динамическое наблюдение за здоровьем сотрудников, вовремя устанавливать наличие патологий, в том числе и тех, что могут развиваться по роду профессии, еще на ранних стадиях, выявлять признаки негативного влияния внешних факторов, связанных с осуществляемой работой, а также отслеживать, как трудовой процесс влияет на организм водителей. Определен также перечень противопоказаний, при которых нельзя выполнять виды работ, связанные с транспортными перевозками.

Для водителей ТС, совершающих регулярные рейсы, в обязательном порядке должны проводиться предрейсовые медицинские освидетельствования. Они осуществляются на протяжении всего периода, пока работает сотрудник. Таким мед. осмотрам подлежат все лица, управляющие транспортом, кроме водителей автомобилей, принадлежащих экстренным службам. С 1 сентября 2023 года нет необходимости проходить данный вид осмотра и водителям ТС воинских частей, а также автотранспорта, принадлежащего подразделениям федеральных гос. органов и исполнительной власти, в том числе подразумевающих правоохранительную деятельность.

Основная цель, которая ставится перед предрейсовым обследованием, заключается в том, чтобы определить наличие признаков влияния факторов, которые мешают выполнять обязательства согласно трудовому договору, могут причинять вред здоровью и представлять опасность как для самого сотрудника, так и для других участников дорожного движения. Также в ходе предрейсового медосмотра устанавливают, имеются ли патологические состояния, которые могут воспрепятствовать выполнению обязанностей, связанных с перемещением транспортных средств, подвержен ли водитель наркотическому или алкогольному опьянению и есть ли его остаточные явления.

Согласно разъяснениям из Письма Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ, проходить предрейсовый медосмотр сотрудник должен непосредственно перед тем, как выезжает в путь, когда продолжительность выезда составляет больше суток, или перед первой поездкой, если за день их совершается одна или более.

Кроме того, с 1 сентября был введен дополнительный вид медицинского обследования – обязательный медосмотр в течение рабочего дня (смены). Подробно с этим правилом можно ознакомиться в п. 1, 3 ст. 23 закона N 196-ФЗ. Несмотря на то, что для водителей он является обязательным к выполнению на протяжении всего периода работы лица, управляющего ТС, решение о целесообразности прохождения этого вида мед. освидетельствования принимает непосредственно работодатель (организация, ИП).

Главная его цель:

  • выявить признаки, которые могут указывать на то, что водитель подвергается негативному влиянию факторов производственной деятельности, что будет мешать его работе и плохо сказываться на здоровье;
  • своевременно обнаружить патологические состояния, протекающие в острой форме, отравление;
  • убедиться в отсутствии опьянения, которое могло быть спровоцировано употреблением наркотиков, алкогольных напитков или влиянием токсических веществ.

В компетенции руководителя самостоятельно установить правила, для кого дневной медосмотр обязателен, а для кого нет. Поводом могут послужить:

  • сложность осуществляемого рейса, его расстояние;
  • обстоятельства, возникающие в течение трудовой смены;
  • визуальный анализ состояния водителя;
  • иные значимые факторы, от которых может зависеть безопасность движения на дорогах.
Также есть такие категории водителей ТС, которые обязаны проходить медосмотры и по окончании поездок. Такие процедуры, которые еще называют послерейсовыми осмотрами, делают на протяжении всего периода, пока лицо выполняет обязанности по передвижению ТС, в особенности, когда во время такой деятельности перевозят опасный груз или пассажиров.

Важно: Пассажирами будут являться только лица, которых перевозят на основании заключения договорного соглашения о перевозке или фрахтования (п. 2 ст. 20 закона N 196-ФЗ). К примеру, шоферу, который возит руководителя фирмы, нет необходимости проходить медосмотр после рейса, так как он не занимается пассажирскими перевозками, а лишь «перемещает лицо».

image2

Где и как проводятся медицинские осмотры водителей

В п. 5 ст. 23 ФЗ № 196 говорится о том, что вне зависимости от разновидности медосмотра, оплачивать его обязан работодатель. Если сотрудник тратит свои финансовые средства, то тот, кто его нанял, обязан компенсировать расходы.

Предварительные и периодические медосмотры необходимо проводить в медучреждениях или частных клиниках, у которых имеется соответствующая лицензия на ведение данной деятельности.

Если говорить о пред-, послерейсовых и осмотрах в течение смены, то к таким мероприятиям должны привлекаться специалисты с медицинским образованием. Если это сотрудник организации, в которой трудятся водители, требования остаются такими же – обязательна лицензия. Более подробно ознакомиться с правилами можно в соответствующих статьях Федерального закона.

В том случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно управляет ТС с целью осуществления перевозок, то он также должен подвергаться обязательным медосмотрам, о чем говорится в п. 4 ст. 23 закона 196-ФЗ.

Новый порядок проведения ежедневных мед. обследований

Согласно новым правилам, пред- и послерейсовые осмотры водителей, а также осмотры на протяжении рабочей смены теперь могут выполняться с помощью устройств, дистанционно передающих данные о здоровье сотрудников. Об этом сказано в новом абзаце 6 п. 3 ст. 23 ФЗ No 196. Простыми словами, теперь для того, чтобы сделать процедуру, работнику нет необходимости непосредственно взаимодействовать со специалистом. Все манипуляции проводятся дистанционно при помощи внедрения телемедицинских технологий.

Такой подход также регламентируется на законодательном уровне, для чего в Федеральный закон от 29.12.2022 No 629-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» были внесены поправки. Их вступление в силу тоже приходится на начало сентября 2023 года.

Нововведения увеличили число требований не только к мед. учреждениям, но и к самим работодателям. В частности, это касается таких пунктов, как:

  • установление личности водителей;
  • обеспечение защиты их персональных данных;
  • правдивость и объем сведений, передаваемых дистанционно, и др.

На территории РФ зарегистрировано около 15 устройств отечественного производства, с помощью которых информация, включающая данные персонала, управляющего транспортным средствами, передается в автоматизированном режиме. Эти комплексы позволяют:

  • регистрировать, хранить и передавать данные, касающиеся физиологических параметров обследуемого;
  • проводить осмотры и передавать их результаты.

При этом нужно помнить, что если ИП или организация решили использовать телемедицинские технологии с целью осуществления ежедневных осмотров водителей ТС, то раз в полгода в отношении них также должны проводиться очные исследования, которые позволяют выявлять в организме следы присутствия наркотических, психотропных веществ и остатков их переработки. Данное правило также подкреплено соответствующими законами.

Также стоит учитывать, что внедрение аппаратов, позволяющих проводить мед. освидетельствования дистанционно, не дает оснований отказываться от классических пред- и послерейсовых осмотров. Только работодатель может принимать решение относительно того, какой способ проведения процедур использовать – телемедицину или классический метод.

Важно: Нельзя прибегать к телемедицинским технологиям, когда речь идет о водителях, которые на постоянной основе перевозят опасные грузы, группы детей, а также пассажиров в междугородном сообщении, если расстояние между населенными пунктами составляет от 300 км и больше.

Каких еще нововведений ожидать

В ближайшем будущем также будет меняться порядок выполнения предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников, в чьи обязанности входит управлять ТС.

С 1 марта 2024 года регулирование этих вопросов возлагается на новый приказ Минздрава Российской Федерации. Сейчас текст документа находится на общественном обсуждении. Посмотреть его можно на официальном сайте министерства в разделе, где размещается информация о проектах, находящихся на стадии разработки и подготовки.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318