Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене

Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене

Работа машиниста поезда требует длительного напряжения, умственных усилий и концентрации внимания. Для повышения безопасности управления поездом необходимы скоординированные усилия по изучению человеческого фактора, рабочей среды, взаимодействия человека и машины.

Кроме того, следует тщательно проанализировать последствия рабочей нагрузки, использования систем автоматизации и мониторинга машинистов. Усилия должны быть направлены на разработку упреждающих мер безопасности, включая эргономичный дизайн и улучшение графиков работы.

Особенности работы машиниста

Нерегулярный график работы включает большую долю ранних утренних (начинающихся до 06.00) и ночных смен (заканчивающихся после 04.00), часто с короткими периодами отдыха между сменами. Эти факторы усугубляют проблемы со сном и циркадным ритмом у водителей. Машинисты сталкиваются с сонливостью в ранние утренние или ночные смены. Сменная работа может привести к долгосрочным изменениям нейроэндокринных и кардиометаболических реакций на стресс. Машинисты часто меняют время приема пищи и выбирают продукты с высоким содержанием сахара и углеводов, что негативно влияет на метаболическую функцию.

Высокая рабочая нагрузка связана со снижением бдительности и ухудшением внимания, увеличением времени реакции, принятием ошибочных решений, что приводит к повышенному риску несчастных случаев.

В большинстве аварий с участием поезда имеет место отклонение от нормальных условий работы, предшествовавшее аварии. Примерно в трети несчастных случаев стресс и усталость были сопутствующими факторами.

Профессиональные риски для здоровья

Как и грузоперевозки, вождение поезда связано с известными факторами риска для здоровья, такими как высокая нагрузка, гиподинамия, постоянный стресс из-за сложности задач, а также усталость от многочасовой и сменной работы. Анализ рабочей ситуации и рабочей нагрузки машинистов, управляющих пригородными и скоростными поездами, показывает, что стресс, сонливость, усталость связаны с более высокой частотой ошибок.

Усталость

Это очень серьезный фактор, влекущий последствия для безопасности пассажиров и машинистов. Усталость в первую очередь связана с недостатком сна и рядом проблем с физическим здоровьем. Сон контролируется циркадными процессами. Продолжительность отдыха менее 6–7 часов в сутки связана с увеличением частоты сердечно-сосудистых заболеваний.

Шум

Часто является причиной плохого самочувствия. Шум способствует расстройствам сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем и снижает производительность. Он может повредить слух и приводит к стрессу и повышению кровяного давления. Поскольку шум обычно ощущается одновременно с вибрацией, машинисты поездов подвергаются комбинированному негативному воздействию.

Вибрация

Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене

Известны две формы воздействия вибрации, имеющие отношение к острым или хроническим проблемам со здоровьем: вибрация всего тела и сегментарная. Длительная вибрация всего тела, вызванная двигателями и транспортными средствами, была определена как важный механический стресс, вызывающий ранние и ускоренные дегенеративные заболевания позвоночника. Плохая осанка тела, недостаточная поддержка сиденья и мышечная усталость были описаны как сопутствующие факторы в патогенезе заболеваний опорно-двигательного аппарата позвоночника у машинистов/водителей. Сегментарная влияет на орган, непосредственно контактирующий с вибрирующим агрегатом, чаще всего это руки. Длительное воздействие приводит к нарушению моторики и ухудшению координации движений.

Жара

Из-за сгорания топлива и работы двигателя в кабине часто образуется неравномерное количество тепла. Хотя двигатели нового поколения не имеют проблем с выделением тепла, но из-за плохого технического обслуживания и неправильной эксплуатации, температурный режим может быть нарушен.

Недостаточное освещение

Почти 60% машинистов поездов жалуются на проблемы с плохой видимостью в ночное время и чрезмерно яркое освещение в дневное время.

Машинисты с многолетним стажем страдают такими профессиональными заболеваниями, как:

  • нарушения сна,
  • повышенная тревожность,
  • ИБС,
  • межпозвоночные грыжи,
  • желудочно-кишечные расстройства.

Как повысить безопасность работы машиниста

Машинисту должно быть предоставлено водительское место, с которого можно безопасно управлять поездом. Размеры кабины, включая различные приспособления, фурнитуру, мебель, оборудование, органы управления, индикаторы и приборы, должны соответствовать требованиям безопасного размещения сотрудников с различными физическими размерами.

Сиденье, предусмотренное для машиниста, должно быть легко регулируемым. Со своего места он должен иметь возможность легко управлять всеми основными приборами и считывать показания датчиков, не напрягая зрения. Приборы управления должны быть удобно расположены, чтобы максимально снизить трудозатраты и свести к минимуму ошибки.

Место машиниста должно быть расположено таким образом, чтобы глаза сидящего человека находились на расстоянии не менее 50 см от лобового стекла. Это необходимо для снижения риска получения травм в результате повреждения стекла. Машинист должен быть в состоянии быстро покинуть кабину по техническим причинам или для экстренной эвакуации.

Перед выходом на смену машинист проходит медосмотр. Ежегодно специалист также проходит комплексное медосвидетельствование, в ходе которого выявляются признаки сердечно-сосудистых нарушений, диабета, неврологических заболеваний, нарушения сна, увеличение ИМТ.

Польза системы контроля функционального состояния машиниста “АСПО” и системы помощи и онлайн-мониторинга состояния машиниста «Штурман»

Способы учета рабочего времени водителя

Наиболее полный контроль функционального состояния машиниста достигается за счет сочетания нескольких систем мониторинга. Комплекс АСПО от компании «Системные технологии» позволяет проверить работоспособность машиниста перед сменой. Система пред/послерейсовых медицинских осмотров измеряет температуру водителя, ЭКГ, пульс, давление.

Оборудование для онлайн-мониторинга «Штурман» в автоматическом режиме контролирует свыше 40 параметров, включая уровень кислорода в крови. Система рассчитана на профилактику опасных ситуаций:

Способы учета рабочего времени водителя
  • «Штурман» сигнализирует о риске засыпания за 2–3 минуты до его наступления;
  • предупреждает о потере концентрации;
  • прогнозирует вероятность наступления опасных состояний из-за стресса, накопленной усталости, болезней, плохого самочувствия.

Оба комплекса базируются на измерении параметров вариационной пульсометрии и оксигенации. Многофункциональные системы выявляют и фиксируют пограничные состояния и случаи отклонения от индивидуальной нормы, а также оценивают риски внезапного ухудшения самочувствия. Вся информация собирается в базу данных мониторингового центра для дальнейшего анализа. Алгоритмы оценки функционального состояния работника не уступают в информативности и прогностичности электроэнцефалографии и электрокардиоритмографии. Они позволяют с высокой точностью различать нормальную операторскую активность и гиперактивацию, возбуждение, монотонию, дремоту и сон.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318