![Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене](/frontend/static/img/content/povyshenie-bezopasnosti-truda-mashinistov-v-metropolitene-1.jpg)
Работа машиниста поезда требует длительного напряжения, умственных усилий и концентрации внимания. Для повышения безопасности управления поездом необходимы скоординированные усилия по изучению человеческого фактора, рабочей среды, взаимодействия человека и машины.
Кроме того, следует тщательно проанализировать последствия рабочей нагрузки, использования систем автоматизации и мониторинга машинистов. Усилия должны быть направлены на разработку упреждающих мер безопасности, включая эргономичный дизайн и улучшение графиков работы.
Особенности работы машиниста
Нерегулярный график работы включает большую долю ранних утренних (начинающихся до 06.00) и ночных смен (заканчивающихся после 04.00), часто с короткими периодами отдыха между сменами. Эти факторы усугубляют проблемы со сном и циркадным ритмом у водителей. Машинисты сталкиваются с сонливостью в ранние утренние или ночные смены. Сменная работа может привести к долгосрочным изменениям нейроэндокринных и кардиометаболических реакций на стресс. Машинисты часто меняют время приема пищи и выбирают продукты с высоким содержанием сахара и углеводов, что негативно влияет на метаболическую функцию.
Высокая рабочая нагрузка связана со снижением бдительности и ухудшением внимания, увеличением времени реакции, принятием ошибочных решений, что приводит к повышенному риску несчастных случаев.
В большинстве аварий с участием поезда имеет место отклонение от нормальных условий работы, предшествовавшее аварии. Примерно в трети несчастных случаев стресс и усталость были сопутствующими факторами.
Профессиональные риски для здоровья
Как и грузоперевозки, вождение поезда связано с известными факторами риска для здоровья, такими как высокая нагрузка, гиподинамия, постоянный стресс из-за сложности задач, а также усталость от многочасовой и сменной работы. Анализ рабочей ситуации и рабочей нагрузки машинистов, управляющих пригородными и скоростными поездами, показывает, что стресс, сонливость, усталость связаны с более высокой частотой ошибок.
Усталость
Это очень серьезный фактор, влекущий последствия для безопасности пассажиров и машинистов. Усталость в первую очередь связана с недостатком сна и рядом проблем с физическим здоровьем. Сон контролируется циркадными процессами. Продолжительность отдыха менее 6-7 часов в сутки связана с увеличением частоты сердечно-сосудистых заболеваний.
Шум
Часто является причиной плохого самочувствия. Шум способствует расстройствам сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем и снижает производительность. Он может повредить слух и приводит к стрессу и повышению кровяного давления. Поскольку шум обычно ощущается одновременно с вибрацией, машинисты поездов подвергаются комбинированному негативному воздействию.
Вибрация
![Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене](/frontend/static/img/content/povyshenie-bezopasnosti-truda-mashinistov-v-metropolitene-2.jpg)
Известны две формы воздействия вибрации, имеющие отношение к острым или хроническим проблемам со здоровьем: вибрация всего тела и сегментарная. Длительная вибрация всего тела, вызванная двигателями и транспортными средствами, была определена как важный механический стресс, вызывающий ранние и ускоренные дегенеративные заболевания позвоночника. Плохая осанка тела, недостаточная поддержка сиденья и мышечная усталость были описаны как сопутствующие факторы в патогенезе заболеваний опорно-двигательного аппарата позвоночника у машинистов/водителей. Сегментарная влияет на орган, непосредственно контактирующий с вибрирующим агрегатом, чаще всего это руки. Длительное воздействие приводит к нарушению моторики и ухудшению координации движений.
Жара
Из-за сгорания топлива и работы двигателя в кабине часто образуется неравномерное количество тепла. Хотя двигатели нового поколения не имеют проблем с выделением тепла, но из-за плохого технического обслуживания и неправильной эксплуатации, температурный режим может быть нарушен.
Недостаточное освещение
Почти 60% машинистов поездов жалуются на проблемы с плохой видимостью в ночное время и чрезмерно яркое освещение в дневное время.
Машинисты с многолетним стажем страдают такими профессиональными заболеваниями, как:
- нарушения сна,
- повышенная тревожность,
- ИБС,
- межпозвоночные грыжи,
- желудочно-кишечные расстройства.
Как повысить безопасность работы машиниста
Машинисту должно быть предоставлено водительское место, с которого можно безопасно управлять поездом. Размеры кабины, включая различные приспособления, фурнитуру, мебель, оборудование, органы управления, индикаторы и приборы, должны соответствовать требованиям безопасного размещения сотрудников с различными физическими размерами.
Сиденье, предусмотренное для машиниста, должно быть легко регулируемым. Со своего места он должен иметь возможность легко управлять всеми основными приборами и считывать показания датчиков, не напрягая зрения. Приборы управления должны быть удобно расположены, чтобы максимально снизить трудозатраты и свести к минимуму ошибки.
Место машиниста должно быть расположено таким образом, чтобы глаза сидящего человека находились на расстоянии не менее 50 см от лобового стекла. Это необходимо для снижения риска получения травм в результате повреждения стекла. Машинист должен быть в состоянии быстро покинуть кабину по техническим причинам или для экстренной эвакуации.
Перед выходом на смену машинист проходит медосмотр. Ежегодно специалист также проходит комплексное медосвидетельствование, в ходе которого выявляются признаки сердечно-сосудистых нарушений, диабета, неврологических заболеваний, нарушения сна, увеличение ИМТ.
Польза системы контроля функционального состояния машиниста “АСПО” и системы помощи и онлайн-мониторинга состояния машиниста «Штурман»
![Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене](/frontend/static/img/content/019.jpg)
Наиболее полный контроль функционального состояния машиниста достигается за счет сочетания нескольких систем мониторинга. Комплекс АСПО от компании «Системные технологии» позволяет проверить работоспособность машиниста перед сменой. Система пред/послерейсовых медицинских осмотров измеряет температуру водителя, ЭКГ, пульс, давление.
Оборудование для онлайн-мониторинга «Штурман» в автоматическом режиме контролирует свыше 40 параметров, включая уровень кислорода в крови. Система рассчитана на профилактику опасных ситуаций:
![Повышение безопасности труда машинистов в метрополитене](/frontend/static/img/content/sposoby-ucheta-rabochego-vremeni-5.jpg)
- «Штурман» сигнализирует о риске засыпания за 2–3 минуты до его наступления;
- предупреждает о потере концентрации;
- прогнозирует вероятность наступления опасных состояний из-за стресса, накопленной усталости, болезней, плохого самочувствия.
Оба комплекса базируются на измерении параметров вариационной пульсометрии и оксигенации. Многофункциональные системы выявляют и фиксируют пограничные состояния и случаи отклонения от индивидуальной нормы, а также оценивают риски внезапного ухудшения самочувствия. Вся информация собирается в базу данных мониторингового центра для дальнейшего анализа. Алгоритмы оценки функционального состояния работника не уступают в информативности и прогностичности электроэнцефалографии и электрокардиоритмографии. Они позволяют с высокой точностью различать нормальную операторскую активность и гиперактивацию, возбуждение, монотонию, дремоту и сон.