К сожалению, многие водители игнорируют или сознательно нарушают ПДД. Как правило, причинами ДТП становятся превышение скорости, управление ТС в нетрезвом состоянии или агрессивная манера вождения. Впрочем, водители, соблюдающие правила дорожного движения, также не застрахованы от аварий. Причиной ДТП может стать невнимательность или внезапное ухудшение самочувствия.
Содержание
Перспективы перехода на автомобили с автопилотами
Задачи систем контроля состояния водителя
Плюсы мониторингового оборудования от компании «Системные технологии»
Все факторы риска, связанные с действиями водителя, можно разделить на несколько категорий:
Меры повышения безопасности дорожного движения реализуются по двум основным направлениям:
оснащение автомобилей активными и пассивными системами безопасности, включая автопилот;
внедрение систем мониторинга состояния водителей.
Данное направление активно развивается. Оснащение транспортных средств автоматическими системами управления позволяет снизить нагрузку на внимание водителей в условиях езды по скоростным шоссе и участкам, где отсутствует перекрестное движение.
В современной автомобильной промышленности принято 5 уровней автоматизации:
0 |
Элементы автоматического управления отсутствуют или имеются в минимальном количестве (ABS, круиз-контроль). Водитель должен постоянно контролировать дорожную ситуацию. |
1 |
Система условно называется «руки на руле» (hands on). Присутствует адаптивный круиз-контроль, но водитель все равно должен быть готов в любой момент взять управление на себя. |
2 |
Система «без рук» (hands off) оставляет водителю возможность переключить внимание и отдохнуть. Автоматические элементы управления отвечают за движение в полосе, торможение или ускорение на трассе. Однако они недостаточно эффективны в плотном городском потоке. |
3 |
Уровень eyes off передает почти все функции управления автопилоту. Водитель включается в процесс управления в нестандартных ситуациях. |
4 |
Mind off — полный автопилот, способный управлять движением авто на трассе и в городе. Водитель включается в управление только при отказе системы. |
Ассоциация автомобильных инженеров SAE International работает над уровнем steering wheel optional, предполагающим полную автоматизацию транспортных средств и отказ от водителя. Однако это технологии отдаленного будущего.
Большинство автопроизводителей делают акцент на автономности 2-го уровня. Такие системы берут на себя большую часть функций рулевого управления, разгона и торможения. Вместе с тем водителю необходимо в полной мере следить за дорожной ситуацией и иметь возможность включиться в управление в любую минуту. Основным элементом автоматической системы остается адаптивный круиз-контроль (ACC). Транспортное средство оборудовано камерами и датчиками, позволяющими держаться на определенном расстоянии от впереди идущего авто. В случае опасного сближения ACC замедляет движение машины, вплоть до полной остановки. Когда расстояние увеличивается, автомобиль автоматически набирает скорость. Система упрощает задачи управления для водителей, которые долгое время едут в плотном потоке.
Автоматическая функция контроля полосы движения (ALC) определяет центр полосы и в случае смещения машины при выключенных поворотниках возвращает ее обратно.
Практически во всех авто, оборудованных автопилотом 3 уровня, есть система автоматической безопасности ADAS (Advanced Driver Assistance Systems). Она отвечает:
Программное обеспечение, разрабатываемое для современных моделей автопилота использует возможности машинного обучения и нейросетей.
Значительный рост числа управляемых автоматически транспортных средств в перспективе может положительно повлиять на культуру дорожного движения в целом. Стиль вождения людей в большой мере определяется конкретной средой. Если на дорогах появится множество авто, движущихся с соблюдением ПДД, число сторонников агрессивного вождения уменьшится. Водители станут более дисциплинированными, что приведет к снижению ДТП.
На дороге постоянно возникают нештатные ситуации. Чтобы быстро оценить обстановку и принять правильное решение, водитель должен постоянно концентрироваться на управлении авто.
Системы мониторинга состояния водителя отслеживают признаки утомления и потери внимания и предупреждают о возможной опасности. Большинство из них используют камеру, установленную напротив лица водителя. Передовое программное обеспечение собирает базу данных, на основании которой дифференцирует признаки нормального поведения за рулем и отклонений от них.
Если система обнаружит, что водитель отвлекается или чувствует сонливость, она привлекает его внимание с помощью звуковых сигналов, включения визуального индикатора на приборной панели или вибраций. Устройства для мониторинга состояния водителя могут интегрироваться с системами автоматического управления. Если внутренние датчики показывают, что водитель отвлекается, а внешние — обнаруживают высокий риск столкновения, система автоматически тормозит транспортное средство.
Видеокамера способна регистрировать ряд поведенческих реакций: направление взгляда, частоту моргания, скорость или заторможенность движений. Однако визуальные датчики устойчиво фиксируют уже состояние сна (микросна).
Благодаря таким технологиям, как анализ вариабильности сердечного ритма, оксигенации, параметров гемодинамики, появляется возможность предсказать изменения в функциональном состоянии человека заблаговременно и выработать профилактические меры для устранения факторов, приводящих к авариям, до наступления засыпания на уровне монотонии или гиперактивации
Разработка АСПО (автоматизированной системы предрейсового осмотра) позволяет оценивать самочувствие, включая опасные состояния водителя более чем по 45 показателям, в том числе:
Система распознает до 85% аномалий, снижающих работоспособность водителей, машинистов и операторов спецтехники.
АСПО уже используется компаниями «РЖД», «Мосгортранс», «Пассажиравтотранс», метрополитенами Москвы и Санкт-Петербурга. Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей не только помогает обеспечить безопасность дорожного движения, но и способствует сохранению профессионального здоровья работников.
Помимо АСПО, компания «Системные технологии» производит оборудование для мониторинга состояния водителей «Штурман». Это специальный компактный прибор, который крепится на ухо и передает снятые показатели через интернет. Оборудование сигнализирует о признаках потери внимания, монотонии, засыпания и помогает водителю вернуться в состояние нормы, проигрывая правильно подобранную музыку. В тяжелых случаях «Штурман» сигнализирует диспетчеру, что водитель не может управлять транспортным средством и требуется прибегнуть к автоматическому торможению.
Согласно статистике 95% аварий были вызваны человеческим фактором. Система «Штурман» в 85% случаев выявляла признаки ухудшения функционального состояния водителей до того, как наступало критическое снижение концентрации внимания. Кроме того, возможность сбора данных о физическом здоровье сотрудника позволяет лучше организовать профилактику профессиональных заболеваний водителей.
Что еще почитать?