Как состояние водителя влияет на безопасность дорожного движения

Человеческие ошибки из-за усталости, стресса, состояния здоровья водителя и рискованное поведение являются проблемой безопасности при управлении любым видом транспорта. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о повышенном риске сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата у нескольких категорий профессиональных водителей, таких как водители автобусов, таксисты, дальнобойщики. Снижение работоспособности связано с ухудшением внимания, снижением мышечной силы и скорости реакции, падением остроты зрения, и вестибулярной устойчивости. Это приводит к тому, что водителю трудно объективно оценивать дорожную ситуацию и принимать правильные решения. Внедрение автоматизированных технологий, способных фиксировать опасные состояния водителей, в транспортную систему открывает огромные перспективы для профессионального долголетия водителей и предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Содержание

Опасные состояния водителей

Какие патологии влияют на способность управлять транспортом

Самоконтроль водителя как мера снижения аварийности на дороге

Оборудование для оценки работоспособности водителей и профилактики опасных состояний

Опасные состояния водителей

Согласно данным статистики, 95% аварий были вызваны человеческим фактором:

  • в 37% случаев ДТП произошло по причине усталости и сонливости водителя;
  • 21% - из-за потери внимания;
  • 16% - под влиянием алкоголя, наркотиков или лекарственных средств;
  • по 10,5% пришлись на стресс и заболевания, а также другие физиологические причины.

Опасные состояния имеют многофакторное происхождение. Водители работают в условиях постоянной сенсорной перегрузки. В течение часа человек за рулем получает около 675 зрительных и слуховых сигналов. Мозг быстро утомляется и начинает медленнее реагировать на раздражители. Повышенные нагрузки могут какое-то время не проявляться внешне. Однако они негативно влияют на здоровье водителя. Трудоспособность падает, возрастает риск профессиональных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, и опасных состояний: засыпания, потери сознания, остановки сердца и др.

Работа в неблагоприятных условиях (тяжелый маршрут, длительная рабочая смена, неудобная поза, чрезмерное воздействие шума и вибрации) могут играть сопутствующую роль в возникновении и развитии этих расстройств.

Какие патологии влияют на способность управлять транспортом

Лидируют в этом списке заболевания сердечно-сосудистой системы. Стрессогенные условия работы способствуют частому повышению артериального давления, что приводит к развитию гипертонии и риску гипертонического криза. Хроническое течение болезни чревато инфарктом или инсультом.

Серьезный ущерб здоровью и, следовательно, способности управлять авто причиняют инфекционные заболевания. Работоспособность нарушается не только во время острой фазы, но и в начале болезни и после выздоровления. Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией и ее последствиями, водителю труднее концентрировать свое внимание на дороге и сохранять работоспособность в течение всей смены.

Некоторые причины опасных состояний за рулем напрямую связаны с недостатком сна и вредными привычками автомобилистов. Водители-дальнобойщики чаще курят, имеют избыточный вес и менее склонны к физической активности. Ожирение или избыточный вес могут увеличить риск других проблем со здоровьем, таких как:

  • болезни сердца,
  • диабет,
  • высокий уровень холестерина,
  • апноэ во сне.

Курение более распространено среди водителей грузовиков, поскольку оно помогает бороться с усталостью непосредственно в процессе управления транспортным средством, однако оно увеличивает риск:

  • ишемической болезни сердца,
  • эмфиземы легких,
  • инсульта.

Управлению транспортным средство препятствует декомпенсированный диабет I типа (инсулинозависимый). Он развивается, когда уровень глюкозы в крови слишком высок. Организм не вырабатывает достаточное количество инсулина или не усваивает его. В результате глюкоза не поступает в клетки. Мозг получает недостаточно питания и не может нормально функционировать. Со временем избыток глюкозы в крови может вызвать и другие проблемы со здоровьем:

  • болезни сердечно-сосудистой системы,
  • снижение зрения,
  • почечную недостаточность.

Помимо непосредственно заболеваний, на работоспособность водителей влияет прием лекарственных препаратов. Некоторые из них могут вызвать сонливость, например сильные обезболивающие, транквилизаторы и некоторые антидепрессанты. Инсулин и таблетки сульфонилмочевины, которые назначают диабетикам, могут вызвать чрезмерное снижение количества глюкозы в крови.

Самоконтроль водителя как мера снижения аварийности на дороге

Для поддержания стабильной работоспособности и предупреждения опасных состояний водителю важно следить за своим здоровьем. По мере возможностей нужно соблюдать сбалансированную и регулярную диету и своевременно отдыхать. Интервал между приемами пищи не должен превышать 5 часов. Чтобы меньше болеть вирусными инфекциями, нужно тренировать свой организм. Закаливание повышает устойчивость к простудным заболеваниям. 2,5 часа интенсивной физической активности в неделю улучшают сон, снижают стресс, повышают бдительность и снижают вероятность автомобильных аварий.

Водителю важно уметь отслеживать признаки:

  • потери внимания,
  • состояний гиперактивации,
  • монотонии,
  • усталости,
  • засыпания.

В таком состоянии трудно оставаться сосредоточенным. Признаками усталости являются покалывание в глазах, скованность в затылке, боль в спине и пристальный взгляд. Чрезмерная скорость вызывает дополнительную усталость, поскольку скорость заставляет мозг обрабатывать большее количество информации за минимальное время, при этом зрение должно постоянно адаптироваться. Одно из решений проблемы: каждые 2 часа необходимо останавливаться на перерыв.

Сонливость проявляется частой зевотой и ощущением тяжелых век. Опасна риском внезапного кратковременного засыпания (1-4 сек). В периоды микросна водитель полностью теряет контроль над транспортным средством. Просто перерыва тут уже недостаточно. Самое эффективное решение для восстановления его бдительности: остановиться в безопасном месте, чтобы отдохнуть не менее четверти часа.

Оборудование для оценки работоспособности водителей и профилактики опасных состояний

В помощь водителю компания “Системные технологии” разработала уникальные виды оборудования, определяющие вероятность опасных состояний и заблаговременно предупреждающих их наступление. Внедрение АСПО (автоматизированной системы предрейсового осмотра) позволяет оценивать состояние здоровья водителя более чем по 45 показателям, в том числе:

  • частоте сердечных сокращений,
  • амплитуде пульсовой волны,
  • гемодинамическим параметрам,
  • уровню артериального давления,
  • сердечному ритму.

Система распознает до 85% аномалий, снижающих работоспособность водителей, машинистов и операторов спецтехники. АСПО уже используется компаниями ОАО РЖД, «Мосгортранс», «Пассажиравтотранс», метрополитенами Москвы и Санкт-Петербурга. Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей не только помогает обеспечить безопасность дорожного движения, но и способствует сохранению профессионального здоровья работников.

Помимо АСПО, компания “Системные технологии” производит оборудование "Штурман" для мониторинга состояния водителей на всем пути следования. Это специальный компактный прибор, который крепится на ухо и оценивает такие показатели, как:

  • вариабельность сердечного ритма,
  • оксигенацию крови,
  • гемодинамику,
  • ритм пульсовой волны.

Оборудование анализирует активность центральной и периферической нервных систем, сигнализирует о признаках потери внимания, монотонии, засыпания и в режиме реального времени информирует диспетчера о состоянии водителя. Система "Штурман" в 85% случаев использования выявила признаки наступления опасного состояния водителей до того, как наступало критическое снижение концентрации внимания.

Разработки компании “Системные технологии” с функцией сбора данных о физическом состоянии водителей позволяют существенно снизить риски опасных состояний и эффективнее организовать профилактику профессиональных заболеваний.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.
© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318