Способы учета рабочего времени водителя

Способы учета рабочего времени водителя

Вопрос о разрешенном рабочем времени водителей грузовиков, такси, пассажирских автобусов определяется действующим законодательством. Каждая профессиональная транспортная компания должна знать и применять актуальные правила. Это позволяет избежать штрафных санкций, применяемых в случае несоблюдения обязательств, а также хорошо спланировать маршрут, чтобы избежать неожиданных остановок и задержек.

Среди наиболее важных аспектов работы, с которыми сталкиваются перевозчики и водители, — ограничения непрерывного движения, частота и продолжительность требуемых перерывов, а также продолжительность и метод отдыха.

Требования к режиму работы водителей

Рабочее время и время вождения — это не одно и то же. Существуют правила, касающиеся ограничения количества часов, проведенных за рулем. Рабочее время водителей регулируется Приказом Министерства транспорта РФ № 424 от 16 октября 2020 г. Стандартная продолжительность составляет 40 часов в неделю.

Способы учета рабочего времени водителя

Если установленная норма не может соблюдаться, допускается суммированный учет рабочего времени. Учетный период в этом случае длится 1 мес., однако он может быть увеличен до 3 мес. по соглашению с органами, представляющими интересы работников. При переходе на суммированный учет длительность ежедневной смены не должна превышать 10 часов, хотя в определенных случаях допускается продолжительность рабочего времени до 12 часов, если это требуется для завершения поездки или следования к месту стоянки. Вместе с тем, даже при увеличенных сменах, общее рабочее время водителя не должно превышать 56 часов в неделю и 90 часов, если водитель работает в таком режиме 2 недели.

По соглашению с водителем продолжительный рабочий день можно разделить на части, если это не противоречит действующим правилам.

Общая длительность перерыва должна быть не менее 45 мин. Однако водитель может разделить это время на два периода по 15 и 30 минут, соответственно. Сделать перерыв нужно не позднее 4,5 часов с начала смены, хотя допускается увеличение времени движения на час, если водителю нужно найти место стоянки или доехать до пункта назначения.

Отдых — это время, свободное от работы

Ежедневный отдых водителя должен составлять не менее 11 часов. Допускается сокращенный ежедневный отдых – не менее 9 часов. Обычный еженедельный отдых имеет продолжительность 45 часов. Сокращенный — составляет не менее 24 часов.

Правовое регулирование рабочего времени направлено на обеспечение права на отдых. Такие правила защищают от давления со стороны работодателей, которые в отсутствии правил могут не соблюдать рабочее время водителя. Это особенно важно для водителей, путешествующих на большие расстояния. Недостаток отдыха может негативно повлиять на способность концентрироваться и привести к задержке реакции, что ставит под угрозу безопасность как водителя, так и других участников дорожного движения.

Учет времени работы водителей на предприятии можно вести по нескольким базовым критериям:

  • отмечать выходы и невыходы сотрудника на работу;
  • учитывать время начала и завершения смены;
  • отслеживать местоположение машин;
  • измерять количество потраченного топлива и другие параметры.

Проверять водителей по этим параметрам организация может с помощью различных систем по управлению ресурсами — ERP-систем. Однако такие системы все же не умеют учитывать реальное время труда и отдыха водителей, не распознают статус водителя. Зато с этой задачей поможет справиться программа по цифровизации автопарка компании.

График водителя составляется на месяц и должен включать время управления автомобилем, выходные, обед и специальные перерывы на отдых. По закону водитель может работать не более сорока часов в неделю. Длительность рабочего дня регулируется приказом Минтранса 15. При пяти рабочих днях ежедневная смена не должна превышать восьми часов, при шести ― семи. Кроме того, рабочим временем считаются специальные остановки: медосмотр, стоянка при погрузке или выгрузке, при ожидании пассажира, поломка транспорта и т. д.

Как контролируется рабочее время водителей?

Работодатель несет ответственность за контроль рабочего времени водителей и его приведение в соответствие с действующими правилами. Он обязан вести учет отработанных часов, используя:

  • записи в регистрационных листах,
  • распечатки или файлы, загруженные с карточки водителя и цифрового тахографа,
  • системы предсменного/послесменного медицинского контроля такие как АСПО,
  • другие документы, подтверждающие выполнение обязательств и время их выполнения.

В учет рабочего времени необходимо включать все часы работы, включая сверхурочные и продление времени вождения.

Санкции за несоблюдение ограничений по времени вождения

Если во время проверки документации компании уполномоченным органом будут обнаружены нарушения или отсутствие учета рабочего времени, несоблюдение правил или нарушение применимых процедур работодателя, работодатель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа. В зависимости от характера и степени нарушения применимых правил к водителю транспортного средства также могут быть применены иные санкции. То же самое относится и к нарушениям, выявленным во время проверки на дорогах.

Для транспортных компаний, осуществляющих перевозки по международным маршрутам, важной информацией является то, что санкции определяются на уровне национального законодательства — например, санкции за отсутствие необходимых документов могут отличаться в зависимости от места проверки.

Учет рабочего времени водителей

Способы учета рабочего времени водителя

Ведение учета рабочего времени является обязанностью каждой компании, в которой работают наемные сотрудники. Однако специфика профессии водителя может затруднить точное определение времени начала и окончания работы.

Менеджеры автопарка отвечают, среди прочего, за мониторинг транспортных средств компании, надзор за сотрудниками, а также за соблюдением изменений в правилах дорожного движения. В настоящее время это возможно благодаря современным ERP-системам.

Надлежащее регулирование рабочего времени водителя служит повышению уровня безопасности дорожного движения, поскольку усталые водители представляют потенциальную угрозу для других участников дорожного движения.

Как определить рабочее время водителя? Это время от начала всех видов деятельности, связанных с автомобильным транспортом, до их завершения. Рабочее время включает вождение, погрузку и разгрузку, надзор и помощь при посадке и высадке, мероприятия: экспедирование грузов, ежедневная эксплуатация транспортных средств и прицепов, работа по выполнению профессиональной задачи, обеспечение безопасности перевозимых людей, транспортных средств и вещей. В обязанности водителей также входит необходимая административная деятельность, а также поддержание чистоты транспортного средства.

Рабочее время водителей не включает:

  • Время ожидания по вызову, в течение которого водитель не выполняет никаких действий, связанных с работой.
  • Несанкционированные остановки во время операции и которые использовались, например, для личных дел.
  • Непрерывный ежедневный отдых – согласно трудовому кодексу необходимо обеспечить 11 часов отдыха в день. Водитель может отдохнуть в салоне автомобиля, если он оборудован спальным местом.

Оборудование для контроля работы водителей

Большинство профессиональных водителей подчиняются правилам, касающимся часов, в течение которых они работают, и обязаны вести учет, чтобы власти могли контролировать их соблюдение.

Для водителей большинства грузовых транспортных средств с допустимым максимальным весом, превышающим 3,5 т, необходимо использовать тахограф для записи отработанных часов.

Для тех транспортных средств, допустимый максимальный вес которых не превышает 3,5 тонны, а также для некоторых других транспортных средств, освобожденных от ответственности, вместо тахографа может использоваться водительская книжка.

Работодатели должны:

  • выдавать водителям достаточное количество карт тахографа подходящего типа или рулонов с печатью, одобренных для данного типа;
  • убедиться, что приборы тахографа проверяются и калибруются с требуемыми интервалами;
  • регулярно проверять записи о часах работы водителей для предотвращения нарушений правил.

Водитель должен поместить действительную карту водителя правильного типа в машину в начале рабочего дня и не вынимать ее до конца. Если водители пересели во второе транспортное средство в течение дня, карту следует забрать из первого и поместить во второе.

Водители должны знать, что цифровой тахограф всегда по умолчанию переключается на “другую работу” после определенного периода вождения и что они должны переключать кнопки режима активности для обозначения перерывов, отдыха или периодов доступности.

После включения зажигания в любом транспортном средстве водитель должен быть идентифицирован путем прикладывания чипа, карты или брелока к считывающему устройству. При отсутствии такой идентификации установленный в считывателе звуковой сигнал постоянно напоминает нам об отсутствии авторизации и, кроме того, оператор системы немедленно получает информацию о несанкционированном запуске транспортного средства. Кроме того, система создает всю историю использования транспортного средства конкретными водителями, включая время использования данного транспортного средства, количество пройденных километров или отработанных часов двигателя.

В случае использования автомобилей автопарка, включая идентификацию водителя, водитель может определить тип поездки (деловая или частная), приложив брелок или RFID-карту к считывателю один или два раза.

Во многих случаях работодатели сталкиваются с проблемой измерения фактического рабочего времени своих сотрудников, работающих со строительной техникой. Речь идет в основном о работе экскаваторов, дробилок, бульдозеров и катков или насосов. Для этих целей разработан модуль с акселерометром и гироскопом. После того как указанный модуль установлен на рычаге управления и подключен к GPS-регистратору, пользователь системы получает информацию о фактической работе своих сотрудников.

Учет водителей на предприятии

Необходимо не только учитывать рабочее время водителей, но и анализировать их поведение на дороге и предотвращать возможные обманные действия нечестных сотрудников. Для этого ERP-системы и устройства онлайн-мониторинга функционального состояния водителя , плюс программы цифровизации автопарка предлагают GPS-мониторинг автомобилей и интеграцию с модулями связи и с различными приборами для отслеживания технического состояния автомобиля.

Системы автоматизации подключаются к GPS-модулям, установленным в машинах, и отслеживают местоположение автомобилей в режиме реального времени. Есть возможность записывать трек и передавать все данные о поездке. GPS-мониторинг также позволяет выявлять нарушения ПДД. Если водитель превысит допустимую скорость, данные об этом поступят в систему.

Такие системы умеют интегрироваться с приборами учета уровня топлива, датчиками заправки и слива топлива, датчиками давления в шинах. Если показатели отклоняются от нормы, система уведомит водителя и диспетчера, что необходимо сервисное обслуживание.

В системах автоматизации и цифровизации предусмотрена и двусторонняя связь с водителем. С помощью программы диспетчер или ответственный за автопарк может рассылать уведомления водителям — сразу всем или по отдельности — и звонить им, при этом нет необходимости набирать номер телефона, это происходит автоматически.

Способы учета рабочего времени водителя

В некоторых программных комплексах для цифровизации корпоративных поездок разработано удобное мобильное приложение для водителей. Его использует каждый водитель для работы с заявками. Приложение передает GPS-координаты в программу в режиме реального времени. Диспетчер или ответственный за автопарк сотрудник видят на карте, где находятся автомобили.

В приложении водитель отмечает начало и завершение поездки. Это позволяет контролировать статус водителя и выявлять случаи, когда водитель использует автомобиль в личных целях.

Комплекс поможет выявлять не только нарушения ПДД, но и случаи неаккуратного вождения. Чтобы водители не относились к машинам автопарка компании безответственно, можно отслеживать их стиль вождения на определенных участках дорог, например, следить за скоростью на железнодорожных переездах или на дорогах, где много «лежачих полицейских».

Программное обеспечение позволяет также учитывать время труда и отдыха водителей. В мобильном приложении водитель может выставить состояние «На обеде», когда ему необходимо уйти на перерыв. С этим состоянием система не будет предлагать ему заказы в течение времени, отведенного на отдых. Диспетчер или заведующий автопарком будет понимать, что водитель не просто стоит в одной точке на карте и не принимает заявки, а у него перерыв, будет знать, во сколько перерыв начался и через сколько минут закончится. На основе этих данных можно эффективнее распределять заявки и сократить холостой пробег.

Особенности системы мониторинга «Штурман»

Способы учета рабочего времени водителя

Помимо комплексов учета рабочего времени водителей, существует эффективное оборудование, позволяющее контролировать функциональное состояние сотрудника в процессе вождения. Система мониторинга состояния водителей и операторов «Штурман» — единственное в своем роде оборудование. Оно выявляет признаки усталости заблаговременно, а также сообщает о стрессовом состоянии водителя. Оборудование содержит компактный датчик, который водитель надевает на ушную раковину. Устройство анализирует характер кровотока по десяткам параметров, включая:

  • частоту сердечных сокращений,
  • характер пульсовой волны,
  • уровень оксигенации крови и т. д.

При этом опасные функциональные состояния фиксируются системой за 1,5-2 минуты до наступления сна или гиперактивации. Данные передаются на бортовой компьютер для анализа и последующего предупреждения водителя звуковым сигналом об опасном функциональном состоянии и диспетчеру. Оборудование не только заранее предупреждает о снижении концентрации внимания или монотонии, но и сохраняет показатели самочувствия за длительный период работы. Анализ накопленных данных позволяет выявить оптимальные интервалы для планирования рабочих смен водителя и оптимизировать время труда и отдыха. Система много лет успешно используется в Санкт-Петербургском метрополитене.

Выявление группы риска. Снижение случаев ССЗ в 2,5 раза.
Влияние на 85% причин аварий. Исключение случаев засыпания.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318