Водитель отвечает за безопасность пассажирских и грузовых перевозок, поэтому проверка состояния сотрудника остается одной из ключевых задач компании-перевозчика. Выделяют два типа контроля: предрейсовый и на линии. Они различаются условиями проведения и снимаемыми показателями.
Содержание:
Особенности контроля автотранспорта на линии
Автоматические системы контроля состояния водителей
Контроль движения транспортного средства
Программные комплексы контроля водителей
Возможности систем АСПО и «Штурман»
Такая форма проверки нацелена на оценку самочувствия водителя. Предрейсовый осмотр является обязательным для наемных работников и ИП, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками. Без его прохождения выход на маршрут недопустим. Медицинское освидетельствование может производиться только медработником (врачом или фельдшером), который проверяет у водителя:
Медосмотр может проводиться на территории работодателя, если транспортное предприятие имеет соответствующую лицензию и оборудованный по определенным стандартам кабинет, либо в медицинском учреждении, с которым работодатель заключает договор.
Медицинский кабинет может быть дополнительно оснащен системами для автоматического освидетельствования водителей. Их использование полностью оправдывает себя на крупных предприятиях, где ежедневно проходят медосмотр десятки и сотни сотрудников. Современное оборудование позволяет существенно ускорить процедуру, разгрузить медицинский персонал и собрать базу данных для профилактики профзаболеваний.
Результаты медосвидетельствования фиксируются в специальном журнале. В случае успешного прохождения медосмотра водитель получает допуск к работе.
Если в ходе предрейсового осмотра специалист заметит у водителя признаки опьянения (неадекватные реакции, нетвердая походка, бессвязная речь, тремор кистей, запах алкоголя и др.), он должен выполнить контроль трезвости с помощью алкотестера. В случае положительного результата медработник в обязательном порядке составляет протокол в двух экземплярах, один из которых направляется руководителю организации.
Такая форма мониторинга дает возможность в режиме реального времени отслеживать состояние водителя и движение транспорта на протяжении всего пути следования. За контроль на линии отвечают диспетчеры, заведующие гаражом, механики и иные сотрудники. Различные системы мониторинга фиксируют:
Чтобы контролировать эффективность работы водителей и добросовестное выполнение ими своих обязанностей, руководители оборудуют транспортные средства различными датчиками и устройствами, позволяющими идентифицировать человека, сидящего за рулем, зафиксировать время начала и окончания движения, измерить количество топлива в баке и т. д. Однако огромное количество неструктурированных данных требует больших временных затрат для их обработки, что затрудняет мониторинг.
На помощь приходят автоматизированные системы, которые получают информацию с датчиков, интегрируют различные показатели в единую базу, анализируют их и формируют отчет. Специализированное программное обеспечение позволяет упростить контроль работы водителей и повысить ее эффективность.
Расход топлива
В течение рабочей смены водитель имеет право делать остановки. Недобросовестные сотрудники могут использовать перерывы, чтобы сливать топливо для личных нужд. Специальный датчик измеряет уровень горючего в баке в течение каждой смены. Резкое увеличение расхода топлива во время остановки может быть признаком кражи. В этом случае механикам следует проверить состояние топливной магистрали на предмет посторонних предметов.
Следование по маршруту
Расход топлива может также существенно увеличиться при холостых пробегах, когда водитель использует транспортное средство в личных целях, не связанных с работой. Датчики, отмечающие местоположение автомобиля, позволяют определить факты уклонения от маршрута. Если уход с пути следования не связан с состоянием дорожной инфраструктуры, диспетчер может запросить у водителя объяснительную.
Для контроля маршрута и скорости движения используют тахографы или навигаторы, определяющие текущие координаты транспортного средства по GPS или ГЛОНАСС. Однако диспетчеру может быть необходимо знать не только местонахождение водителя, но и его рабочий статус: выполнение заявки, ожидание заказа, ремонт, отдых и т. д. Для этого нужны более современные системы, отражающие различные режимы деятельности.
Соблюдение ПДД
Когда водитель перевозит ценный груз или пассажиров, особенно важно, чтобы он соблюдал ПДД и скоростной режим, не разгонялся на железнодорожных переездах и дорогах, где много «лежачих полицейских». В противном случае есть риск повредить груз или травмировать пассажиров.
Автоматизированные интегрированные системы позволяют отслеживать сразу несколько показателей, анализировать их и составлять отчет. Многофункциональное программное обеспечение эффективно решает несколько задач:
Поддержание и контроль состояния здоровья водителей — важная задача для компании. Для безопасной перевозки груза и пассажиров водитель должен быть здоров и внимателен за рулем. Поэтому необходимо осмотреть водителя до начала рейса, контролировать режим его отдыха и работы, следить за его состоянием в течение рабочей смены. Это поможет избежать ДТП по причине утомления водителя.
Даже здоровый водитель должен выделить время на отдых в течение рабочей смены. Это поможет избежать переутомления и сохранить бдительность до конца смены.
Согласно законодательству, рабочая смена водителя должна длиться не более 10 часов. При этом у него есть право на полноценный обед продолжительностью от 30 минут до 2 часов.
Если водитель вместо отдыха ездит по личным делам — это создает для него определенные риски. Он утомляется и уже не так внимательно следит за дорогой. Возможно, по этой причине попадет в ДТП. Поэтому необходимо контролировать не только время работы водителя, но и количество отдыха от вождения автомобиля в течение дня.
Чем дольше водитель находится за рулем, тем больше снижается его внимание. А невнимательность — частая причина аварий. Существуют специальные системы для контроля внимания водителя. Система анализирует физиологические параметры водителя с помощью видеокамер, специальных датчиков, а вот фитнес-браслеты помочь здесь не смогут. Они просто не предназначены для подобных задач, поскольку дают информацию сугубо для личного пользования и имеют погрешности измерений пульса, например, в 5-25 ударов в минуту в зависимости от условий ношения. Камерами учитывается движение глаз, но и здесь есть нюанс: когда человек начинает слишком часто моргать или даже закрыл глаза, то внимание уже потеряно, и это может быть критичным. Есть системы, которые отслеживают частоту дыхания, температуру тела, потоотделение и манеру вождения. Если параметры меняются, система присылает водителю уведомление с рекомендацией отдыха. Отключить уведомления нельзя. Однако задача таких систем должна заключаться не в том, чтобы указать на уже случившийся факт потери внимания, а предупредить его. И в этом преуспевает система “Штурман”, которая заблаговременно выявляет опасные состояния человека, предупреждая и его, и диспетчера еще до возникновения опасной ситуации. Система регистрирует малейшие изменения в сердечно-сосудистой деятельности человека, а ведь именно она первой реагирует на большинство процессов в организме, включая проявления сонливости, стресса, эффектов употребления медикаментов, запрещенных веществ, и даже болезней на самых ранних стадиях развития. Словом, почти на все, что может вызвать потерю концентрации за управлением транспортного средства.
Помимо комплексов учета рабочего времени водителей, существует эффективное оборудование, позволяющее контролировать состояние сотрудника в процессе вождения. Автоматическая система предрейсового осмотра (АСПО) и оборудования для мониторинга состояния водителей и операторов «Штурман» — высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов, отмеченное Премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а также занявшее второе место на всемирном конкурсе “Искусственный интеллект во благо человечества”.
Принципы работы устройств основаны на анализе множества параметров пульсовой волны и гемодинамики. АСПО измеряет более 40 показателей и выявляет симптомы, препятствующие управлению транспортным средством. Система «Штурман» выявляет признаки усталости заблаговременно, а также сообщает о стрессовом состоянии водителя. При этом опасные функциональные состояния фиксируются системой за 1,5–2 минуты до наступления сна или гиперактивации.
Данные передаются на бортовой компьютер или диспетчеру. Оборудование не только заранее предупреждает о снижении концентрации внимания или монотонии, но и сохраняет показатели самочувствия за длительный период работы. Анализ накопленных данных позволяет выявить систематически возникающие дисфункции и обнаружить заболевания сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях.
Узнайте, как наше оборудование способно помочь вам решить задачи поддержания водителей в оптимальном состоянии на протяжении рейса, выявить группы повышенного риска при прохождении предрейсовых осмотров, а также автоматизировать и администрировать процессы ПРМО в строгом соответствии со всеми законодательными нормами.
Что еще почитать?
Вы можете написать нам на почту или связаться по телефону в будние дни с 9 до 18 часов.