Борьба с нетрезвыми водителями ужесточается

Подготовлен ГОСТ для устройств, препятствующих вождению в состоянии алкогольного опьянения. Перспектива установки алкозамков, блокирующих нетрезвым гражданам возможность управлять автомобилем, становится все более реальной. ФГУП НАМИ разработало стандарт, которому должны соответствовать подобные устройства. В предложенной версии документа, алкозамок должен препятствовать не запуску двигателя, а непосредственно началу движения транспортного средства. Если водитель во время кратковременной стоянки заглушил мотор, он может вновь завести его в течение 5 минут до момента повторной проверки выдыхаемого воздуха. Обсуждается вопрос об установке алкозамков на грузовых автомобилях, автобусах, а также личных машинах граждан, которые ранее привлекались к наказанию за вождение в нетрезвом виде.

Содержание

Борьба с нетрезвыми водителями ужесточается

Аргументы в пользу алкозамков

Как должен работать алкозамок нового образца

Дискуссия вокруг внедрения алкозамков

Возможности системы «Штурман»

Аргументы в пользу алкозамков

В последнее время неоднократно поднимается вопрос усиления контроля за водителями, которые садятся за руль пьяными. Согласно данным статистики ГИБДД, в 2021 г. количество нетрезвых водителей практически не изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Однако число аварий, произошедших по вине пьяных водителей или отказавшихся от проверки, сократилось на 17%. В марте 2022 г. вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила законопроект, предусматривающей ужесточение ответственности с гражданской до уголовной для лиц, неоднократно пойманных за рулем без прав в нетрезвом виде.

Предложения использовать технические средства для повышения безопасности на российских дорогах обсуждаются уже не один год. В частности, более 10 лет рассматривают идею обязательного применения алкозамков. Это специальные устройства, которые проверяют содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, и в случае их обнаружения блокируют возможность управлять транспортным средством. В 2020 г. Минпромторг объявил в планах разработку концепции их внедрения. В мае 2021 г. представитель ведомства сообщил, что совместно с ГИБДД обсуждается возможность установки блокирующих устройств на автомобили водителей, садившихся за руль пьяными. Однако МВД на тот момент не поддержало эту инициативу.

В июле 2021 г. Минпромторг и НАМИ заключили контракт, в соответствии с которым институт должен был тщательно проанализировать опыт применения алкозамков в различных странах и подготовить вариант их стандартизации и адаптации к российским условиям. Результатом работы стал проект ГОСТа «Автотранспортные средства. Системы контроля состояния водителя».

В документе перечислены технические требования к алкозамкам и условия их применения. В проекте ГОСТа указано, что устройства могут применяться как штатное или дополнительное оборудование:

  • для легковых и грузовых автомобилей,
  • автобусов, предназначенных для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок.

ГОСТ также допускает принудительную установку алкозамков на личные транспортные средства граждан, привлекавшихся за вождение в нетрезвом виде. Однако для принятия данной инициативы требуется внести коррективы в АК РФ.

Как должен работать алкозамок нового образца

Борьба с нетрезвыми водителями ужесточается

В систему контроля встроены механизмы мониторинга, которые через бортовые средства коммуникации передают сигналы на внешние устройства. Информация о нетрезвом водителе может в режиме реального времени поступать:

  • инспектору ГИБДД,
  • диспетчеру автотранспортного предприятия,
  • представителю регионального органа власти,
  • иным лицам, подключенным к системе.

Водитель, садящийся за руль, проходит идентификацию личности с помощью видеонаблюдения, затем он должен выдохнуть воздух в алкотестер. В ГОСТе предусмотрена возможность использовать устройства как контактного, так и бесконтактного отбора проб. Минимально допустимый для проверки объем воздуха — 1,2 литра. При использовании алкотестеров контактного типа, в комплект должны входить индивидуальные сменные мундштуки. Процесс проверки не может превышать 15 сек. Устройства должны быть защищены от фальсификации проб и имитации выдоха. Кроме того, в предлагаемом ГОСТе предусмотрена невозможность подмены лица, садящегося за руль и проходящего проверку. В случае возникновения экстренных ситуаций алкозамок должен быть доступен для дистанционного отключения.

Согласно требованиям документа устройство не препятствует запуску двигателя, но не позволяет начать движение, если у водителя наблюдаются признаки опьянения. Если мотор выключается во время кратковременной стоянки или срабатывания системы, его можно завести снова в течение 5 минут. В этот период не нужно проходить проверку выдоха повторно.

Дискуссия вокруг внедрения алкозамков

Вместе с тем идея распространения блокирующих устройств для снижения количества пьяных за рулем остается спорной. Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников утверждает, что необходимость применения алкозамков нужно обосновать данными статистики. По мнению эксперта, решение об установке каких-либо устройств может быть принято в интересах производителей, а не по причине реальной потребности в них. На данный момент автопредприятия, обслуживающие грузовые и пассажирские перевозки, и так проводят обязательный предрейсовый осмотр водителя, в который входит проверка на состояние опьянения.

Кроме того, остается открытым вопрос, кто должен оплачивать поверку, установку и техобслуживание алкозамков. Дополнительные расходы возникают при передаче по мобильной связи фото- и видеоматериалов, тратящих трафик. Ситуация осложняется ростом затрат в последние месяцы, связанных с удорожанием запчастей и лизинга транспортных средств, поэтому установка алкозамков отходит на второй план.

Как отмечает эксперт по безопасности движения, юрист Екатерина Соловьева, даже при внедрении блокирующих средств сохраняется риск, что недобросовестный водитель употребит спиртной напиток непосредственно за рулем, во время короткой остановки. Алкозамок не сможет сразу определить состояние опьянения, поскольку для расщепления алкоголя требуется определенное время. В этом случае водитель будет все больше пьянеть в процессе движения транспортного средства, что повышает вероятность аварии.

В случае срабатывания алкозамка на место должны прибыть полицейские, которые оформят протокол об употреблении алкоголя в общественном месте. Соответственно, требуется разработать порядок передачи данных с алкозамков в контролирующие органы и в организацию, где работает водитель. Согласно Трудовому Кодексу нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде — это серьезное основание для увольнения.

Таким образом, идея установки алкозамков хорошо продумана и выглядит весьма перспективной, однако требует определенных доработок, прежде чем будет воплощена в жизнь. Современные научные разработки быстро внедряются в жизнь, повышая уровень комфорта и безопасности в обществе. Так, умные часы с пульсометром помогают водителю контролировать состояние здоровья, камеры, видеорегистраторы, тахографы улучшают общую водительскую дисциплину. Однако даже самое современное техническое устройство не гарантирует стопроцентной корректной работы. Например, умная видеокамера всегда фиксирует нарушение, если человек на левом сиденье разговаривает по телефону во время движения. Тот факт, что машина праворульная, а значит на этом месте находится пассажир, не учитывается. Часы, измеряющие пульс, то и дело допускают значительные погрешности. Алкозамки, призванные решить проблему нетрезвого вождения, не всегда справляются со своей задачей. Недобросовестные водители научились обманывать прибор, используя воздушные насосы или проходя проверку под прикрытием трезвых друзей.

Возможности системы «Штурман»

Борьба с нетрезвыми водителями ужесточается

Новым словом в мире автоматизированных устройств мониторинга функционального состояния стала разработка нашей компании. Система «Штурман» предназначена для водителей, операторов, машинистов. Она определяет оптимальное рабочее состояние сотрудника и помогает ему поддерживать его, заблаговременно предупреждая о риске потери внимания, монотонии, засыпания. Система запоминает нормальную для конкретного человека частоту сердечных сокращений и реагирует на малейшие отклонения от нее. У водителя в состоянии алкогольного опьянения меняется пульс, так что «Штурман» сразу зафиксирует проблему и сможет подать сигнал блокирующему устройству.

Система успешно прошла апробацию, показав снижение риска аварий в 3,8 раз, и уже используется Петербургским метрополитеном.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318