Cистемы контроля состояния водителя

Cистемы контроля состояния водителя
Статистика показывает, что подавляющее большинство ДТП случаются по вине водителей. От аварий не застрахованы даже профессионалы. Причиной потери управления транспортным средством могут стать банальная усталость, потеря концентрации внимания, сонливость, стресс, воздействие алкоголя или медицинских препаратов.

Высокотехнологичное оборудование для предрейсового медосмотра и контроля за состоянием водителя дает возможность выявлять функциональные нарушения в организме. Таким образом удается предупреждать ДТП, связанные с внезапным ухудшением самочувствия.

Дальнобойщики проводят много времени за рулем, часто перерабатывают, теряют скорость реакции и концентрацию внимания. Профессиональные водители из-за своего образа жизни имеют больше проблем со здоровьем. Это негативно сказывается на их работоспособности и возможностях контролировать дорожную ситуацию. В России ежегодные совокупные потери от ДТП на грузовом и пассажирском транспорте составляют почти 1 трлн руб.

Содержание

Кто несет ответственность за здоровье водителя

Оборудование для медосмотров

Системы мониторинга состояния водителя

Эффективность оборудования компании «Системные технологии»

Кто несет ответственность за здоровье водителя

Законодательно установленные требования предписывают работодателю организовать обязательную проверку состояния работника, выходящего на маршрут. Процесс регламентируется Ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и приказом Министерства здравоохранения №835-Н от 15 декабря 2014 г. «Об утверждении порядка прохождения предрейсовых медицинских осмотров», где подробно описаны условия проведения медосвидетельствования. Вместе с тем, у руководителей есть возможность более глубоко и всесторонне подойти к обеспечению безопасности, чем это предусмотрено законом.

Основой предупреждения ДТП является медицинское освидетельствование лиц, получающих водительские права, и обязательный предрейсовый осмотр сотрудников, управляющих транспортными средствами определенных категорий.

Процедуру проходят все профессиональные водители и операторы, работающие в сфере пассажирских и грузовых перевозок, включая машинистов, таксистов, экспедиторов, операторов, погрузчиков. От предрейсового медосмотра освобождены только лица, управляющие транспортом экстренных служб. Стандартный медосмотр легко выявляет видимые проблемы, например, опьянение, высокое АД, частый пульс. Однако скрытые патологии, которые могут привести к резкому ухудшению самочувствия в дороге, определить значительно сложнее. Для этого нужно длительное время собирать физические показатели и анализировать их в динамике.

Современные технологии автоматизации предрейсового осмотра состояния водителей позволяют значительно повысить качество контроля при одновременном сокращении времени процедуры. Компанией «Системные технологии» были сформулированы задачи и найдены решения, которые повышают диагностическую эффективность телемедицинского обследования. Разработанная ими конфигурация компьютерной системы управления и технических средств для термометрии, проверки пульса и оценки параметров тремора с высокой точностью оценивает физиологическое и психоэмоциональное состояние водителей.

Оборудование для медосмотров

Cистемы контроля состояния водителя

Автоматизированная система предрейсового медосмотра от компании «Системные технологии» создавалась на основе пульсовой диагностики и наработок космической медицины. Большинство аварий (около 95%) на транспорте спровоцировано человеческим фактором. На состояние водителя, машиниста, оператора негативно влияют чрезмерные нагрузки, стрессовые ситуации, прием некоторых лекарств или алкоголя. В результате возрастает количество неверных оценок и ошибочных решений. Водитель не успевает правильно среагировать на дорожную ситуацию и попадает в ДТП.

Компания «Системные технологии» разработала уникальное оборудование, которое позволяет отслеживать первые симптомы заболеваний у водителей, выходящих на маршрут. На опытных образцах диагностику проводили по 35 параметрам, проверяя влияние на физиологические показатели алкоголя, медикаментов, стресса и т. д. Прежде всего анализировалась работа сердечно-сосудистой системы, в частности изменение ритма сердечной деятельности. Благодаря исследованиям пульсовой волны удалось определить, в какой момент человек теряет концентрацию и скорость реакции, необходимые для управления транспортным средством. В настоящее время АСПО проверяет уже более 40 показателей, что значительно упрощает задачу медработника, проводящего предрейсовый осмотр.

Система медосмотров АСПО включает в себя:

  • современное оборудование для диагностики потенциально опасных состояний,
  • аналитические программы для оценки уровня риска,
  • сетевые решения для обмена данными,
  • защищенные базы данных.

Системы мониторинга состояния водителя

Помимо оборудования для предрейсового осмотра компания «Системные технологии» выпускает устройства, отслеживающие физиологические параметры водителя на протяжении всего маршрута. Оборудование «Штурман» выполняет ряд функций:

  • диагностирует признаки усталости и нарушений здоровья,
  • контролирует стиль вождения,
  • улучшает рабочую дисциплину,
  • собирает и хранит данные о состоянии здоровья водителя,
  • подает сигнал в случае риска засыпания за рулем и утраты контроля над дорожной ситуацией,
  • фиксирует нарушения режима труда и отдыха, курение и употребление алкоголя во время езды.

Человек, проводящий много времени за рулем, обязательно должен отдыхать в течение смены. Продолжительность перерыва может составлять от 30 мин. до 2 ч. Максимальная длительность смены — 10 ч. Если водитель не соблюдает установленные перерывы и снимает усталость с помощью стимуляторов, организм не восстанавливается в полной мере. В итоге это приводит к развитию болезней и повышению риска ДТП.

Компактная система онлайн-мониторинга «Штурман» надевается на ухо и не вызывает у водителя дискомфорта. Система помогает работнику поддерживать оптимальное рабочее состояние. «Штурман» определяет:

  • состояние нормы (оптимальная работоспособность для конкретного водителя);
  • риск засыпания за несколько минут до его возникновения;
  • снижение концентрации внимания из-за стресса,
  • пограничные состояния (предмонотонию и активацию)
  • опасные состояния (монотонию, сон, внезапное ухудшение самочувствия и гиперактивацию).

Начальные параметры определяются в начале пути в течение получаса. Система оценивает как норму для конкретного человека его показатели на момент допуска к рейсу. При наличии признаков утомления она посылает звуковые и визуальные сигналы с рекомендацией отдохнуть. Уведомления нельзя отключить. Система оборудована чувствительными датчиками и устойчива к помехам различного рода.

Как и в случае с АСПО, принцип работы «Штурмана» базируется на измерении параметров пульсовой волны и ритма сердечной деятельности. В отличие от устройств визуального мониторинга, фиксирующих поведенческие или глазодвигательные реакции, она заблаговременно выявляет наступление состояния монотонии. Сердечно-сосудистая система реагирует на изменения состояния организма раньше других. «Штурман» может за несколько минут до засыпания распознать опасную ситуацию и подать водителю сигнал. Система была апробирована на машинистах Петербургского метрополитена. Управление поездом метро требует постоянной сосредоточенности. При движении по серому тоннелю уже через пару часов наступает опасное состояние монотонии. Машинист не спит, но с трудом удерживает внимание на путях, а скорость его реакции замедляется.

Эффективность оборудования компании «Системные технологии»

С 2000 г. перед выходом на рейс сотрудники Петербургского метрополитена проходят осмотр на аппарате АСПО. Система не только фиксирует признаки физиологического сбоя в организме, но и накапливает, и систематизирует информацию о состоянии здоровья конкретного машиниста.

На основе собранных данных медработник принимает решения о необходимости углубленного медосмотра, изменении режима работы и отдыха, лечении профзаболеваний.

Результаты внедрения АСПО фиксировались экспертами из СПбГУ. За несколько лет использования системы трудопотери по причине болезни машинистов снизились примерно на 20%, вероятность аварий сократилась в 3,8 раза.

АСПО также показала свою эффективность на РЖД, где была создана комплексная система, включающая:

  • пункты предрейсового медосмотра,
  • освидетельствование у производственных врачей и психофизиологов,
  • программу профилактики заболеваний персонала.

Благодаря этому трудопотери по болезни сократились на 25%, число сердечно-сосудистых заболеваний у машинистов уменьшилось в 2,5 раза.

Аппараты АСПО используются в нефтегазовой и тяжелой промышленности (предприятия «Газпрома», компания «Металлоинвест»), где ошибочные действия оператора могут стать причиной серьезной аварии и даже катастрофы. Стрессовые условия работы способствуют утомляемости и росту заболеваний у сотрудников, поэтому в данных отраслях востребовано высокотехнологичное оборудование для предрейсового осмотра. Оборудование компании «Системные технологии» может стать эффективным дополнением к государственным и региональным программам, направленным на повышение безопасности на дорогах.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318