Кто обязан проходить предрейсовый медицинский осмотр?

Если в штате компании есть сотрудники, занимающиеся перевозкой пассажиров и доставкой грузов, ответственность за любой причиненный их действиями вред несет не только сам водитель, но и его работодатель. Организация также обязана принимать меры по предотвращению опасных ситуаций во время транспортной работы. Для этого работодатель должен организовать процесс проверки состояния здоровья водителей, после чего медицинский работник работодателя допускает или не допускает сотрудника до выполнения обязанностей. Каждое решение должно быть зафиксировано в письменном виде. В этой статье мы расскажем о том, кто должен проходить предрейсовый медицинский осмотр водителей транспорта, каким образом он должен быть организован и какую ответственность несет компания в случае нарушения законодательства. Мы также расскажем о современных разработках, которые могут обеспечить высокое качество оценки состояния человека, а также упростить и ускорить процесс предрейсового медицинского осмотра.

Почему необходим медицинский предрейсовый осмотр для водителей?

Основная цель этого процесса— оценить самочувствие и здоровье сотрудника. В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние водителя привести к угрозе безопасности дорожного движения. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда — для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния предболезни, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.

Система предрейсовых осмотров «АСПО™» проводит проверку по более чем 40 показателям и использует интеллектуальную технологию определения потенциально опасных состояний.

Кто обязан проходить предрейсовые медосмотры?

Полный перечень специальностей закреплен в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Медицинские осмотры должны проходить все сотрудники, занятые в управлении транспортными средствами, в том числе:

  • водители общественного транспорта и такси;
  • водители большегрузного транспорта;
  • машинисты;
  • экспедиторы;
  • операторы погрузчиков и многие другие.

Важно!

Если индивидуальный предприниматель сам работает водителем, он также обязан проходить регулярные осмотры.

На необходимость проверок не влияет тип транспорта (грузовой, легковой), водительский стаж, маршрут следования и другие факторы.

Важно!

Закон предусматривает только одно исключение: не проходить медосмотры перед рейсом могут только водители транспорта экстренных служб.

Кто может проводить предрейсовый медосмотр?

До 2020 года существовало два основных варианта:

  1. Сертифицированное медицинское учреждение. Такой вариант требовал дополнительных затрат времени и средств, так как водитель должен быть перед выходом в рейс посещать поликлинику. В качестве альтернативы медицинские центры часто предлагают проводить выездные осмотры на территории компании-заказчика.
  2. Сама организация. Для того чтобы проверять состояние сотрудников перед рейсом без обращения в сертифицированные учреждения, компания должна была получить лицензию, открыть и оборудовать медицинский кабинет, а также нанять в штат сотрудника с медицинским образованием и необходимой квалификацией. Этот вариант преимущественно использовался крупными организациями.

В 2020 были разработаны новые правила, согласно которым проверку можно проводить дистанционно с помощью специальной аппаратуры. На момент написания статьи законопроект № 972386-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения с применением телемедицинских технологий» находится на рассмотрении Государственной Думы.

Система предрейсовых осмотров «АСПО™» включает в себя современное оборудование для диагностики потенциально опасных состояний, аналитические программы для оценки уровня риска, сетевые решения для обмена данными и защищенные базы данных.

Как проводится медосмотр?

Работнику требуется измерить давление, частоту пульса, температуру, пройти проверку на алкотестере. На основе полученных результатов врачи принимают решение о допуске сотрудника к рейсу.

Система предрейсовых осмотров «АСПО™» использует собственную методологию. Одновременно с измерением законодательно требуемых параметров при помощи специализированного датчика-пульсоксиметра измеряются и вычисляются несколько десятков параметров, связанных с психофизиологическим состоянием человека. Все собранные данные сохраняются на сервере и передаются фельдшерам. Они принимают решение, основываясь не только на результатах текущих исследований, но и на динамике изменений состояния каждого водителя.

Законодательная база и нормативные акты

Организация и проведение медосмотров регулируются

  • ст. 213 Трудового кодекса РФ;
  • федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ;
  • письмом Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 и рядом других нормативных документов.

Важно!

Согласно действующим нормам предрейсовые осмотры сотрудников проводятся в рабочие часы. Если водитель проходит их в свободное время, он может рассчитывать на получение сверхурочных.

Важно и то, что все расходы, связанные с организацией и проведением медицинских предрейсовых осмотров для водителей, несет работодатель.

Какие санкции предусмотрены за нарушение законодательства?

Основной мерой наказания за непроведение осмотров являются штрафы. Они начисляются не только водителю, но и ответственным лицам, а также организации (юридическому лицу) и составляют:

  • 3 000 рублей — для водителей;
  • 5 000 рублей — для должностных лиц;
  • 30 000 рублей — для организаций.

Отметим, что две последних суммы приводятся в расчете на одного сотрудника.

Существуют санкции за нарушение порядка проведения медосмотра. Они составляют:

  • 1 000-1 500 рублей для водителей;
  • 2 000-3 000 рублей для ответственных лиц;
  • 30 000-50 000 для юридических лиц.

Важно!

Если сотрудник не прошел осмотр (или прошел его с нарушениями установленного порядка), а затем попал в ДТП, в отношении руководителя организации и лиц, ответственных за организацию проверок, может быть возбуждено уголовное дело.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.