Если в штате компании есть сотрудники, занимающиеся перевозкой пассажиров и доставкой грузов, ответственность за любой причиненный их действиями вред несет не только сам водитель, но и его работодатель. Организация также обязана принимать меры по предотвращению опасных ситуаций во время транспортной работы. Для этого работодатель должен организовать процесс проверки состояния здоровья водителей, после чего медицинский работник работодателя допускает или не допускает сотрудника до выполнения обязанностей. Каждое решение должно быть зафиксировано в письменном виде. В этой статье мы расскажем о том, кто должен проходить предрейсовый медицинский осмотр водителей транспорта, каким образом он должен быть организован и какую ответственность несет компания в случае нарушения законодательства. Мы также расскажем о современных разработках, которые могут обеспечить высокое качество оценки состояния человека, а также упростить и ускорить процесс предрейсового медицинского осмотра.
Основная цель этого процесса— оценить самочувствие и здоровье сотрудника. В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние водителя привести к угрозе безопасности дорожного движения. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда — для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния предболезни, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.
Полный перечень специальностей закреплен в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Медицинские осмотры должны проходить все сотрудники, занятые в управлении транспортными средствами, в том числе:
Важно!
Если индивидуальный предприниматель сам работает водителем, он также обязан проходить регулярные осмотры.
На необходимость проверок не влияет тип транспорта (грузовой, легковой), водительский стаж, маршрут следования и другие факторы.
Важно!
Закон предусматривает только одно исключение: не проходить медосмотры перед рейсом могут только водители транспорта экстренных служб.
До 2020 года существовало два основных варианта:
В 2020 были разработаны новые правила, согласно которым проверку можно проводить дистанционно с помощью специальной аппаратуры. На момент написания статьи законопроект № 972386-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения с применением телемедицинских технологий» находится на рассмотрении Государственной Думы.
Работнику требуется измерить давление, частоту пульса, температуру, пройти проверку на алкотестере. На основе полученных результатов врачи принимают решение о допуске сотрудника к рейсу.
Организация и проведение медосмотров регулируются
Важно!
Согласно действующим нормам предрейсовые осмотры сотрудников проводятся в рабочие часы. Если водитель проходит их в свободное время, он может рассчитывать на получение сверхурочных.
Важно и то, что все расходы, связанные с организацией и проведением медицинских предрейсовых осмотров для водителей, несет работодатель.
Основной мерой наказания за непроведение осмотров являются штрафы. Они начисляются не только водителю, но и ответственным лицам, а также организации (юридическому лицу) и составляют:
Отметим, что две последних суммы приводятся в расчете на одного сотрудника.
Существуют санкции за нарушение порядка проведения медосмотра. Они составляют:
Важно!
Если сотрудник не прошел осмотр (или прошел его с нарушениями установленного порядка), а затем попал в ДТП, в отношении руководителя организации и лиц, ответственных за организацию проверок, может быть возбуждено уголовное дело.
Медосмотр за 90 секунд. | Соответствие законодательству. |
Снижение трудопотерь на 25%. | Выявление более 85% опасных состояний. |
Что еще почитать?