Организация предрейсового осмотра водителей в компаниях в 2023 году

Проведение обязательных медицинских осмотров (МО) перед выходом на рабочую смену – обязательное правило допуска сотрудников к управлению транспортным средством (ТС). Соблюдение правил обеспечивает безопасность на дорогах, сохраняет жизнь и здоровье водителя. Есть плюсы и для компании – предотвращение финансовых потерь, связанных с утратой и порчей имущества (автомобиля), снижение риска административных и страховых штрафов. Какие нововведения по осмотру водителей вступают в силу с первого сентября 2023 г., вы узнаете из нашего материала.

Что изменилось в правилах с 01.09.2023 г.

Предрейсовые медицинские осмотры значительно снижают риски несчастных случаев на предприятии. За руль ТС не допускаются нездоровые и нетрезвые водители. Ранее лица из штата автотранспортной компании, на которых возложено управление ТС, обязаны были лично проходить обязательные осмотры перед рейсом (Приказ Минздрава № 835н). После 01.09.2023 г. добавляется возможность прохождения предрейсовых осмотров в удаленном формате (кроме лиц, занимающихся перевозками детей, опасных грузов и выполняющих функции на междугородних рейсах длительностью до 300 км).

Организация предрейсового осмотра водителей в компаниях в 2023 году

Правила прохождения предрейсовых осмотров касаются также работников, выполняющих ж/д и подземные перевозки, привлеченных работников отрасли электроэнергетики. При этом, помимо удаленного формата, очно нужно будет раз в полгода проходить токсико-химические исследования.

Кроме того, перед допуском к медосмотру у водителя теперь обязательно проверяют наличие справки об отсутствии непогашенной судимости (ст. 328.1 ТК). Без этой справки с 01.09.2023 г. к работе сотрудников, только устроившихся на предприятие, не допускают (ст. 83 ТК, ч. 1, п. 13.).

Законное обоснование

С 1 сентября 2023 г. начал действовать ФЗ № 629, касающийся изменений ФЗ № 323. По новым нормам МО водителей будет проходить в очном формате, дистанционном, а также в течение дня по инициативе работодателя или проверяющих органов. За основу нововведений был взят ФЗ № 196, регулирующий соблюдение безопасности движения ТС на дороге.

ВАЖНО! С 01.03.2023 г. действует также требование о предоставлении справки об отсутствии судимости или ее снятии для трудоустраивающихся работников в компанию по перевозке пассажиров.

Зачем нужны медосмотры, их виды

Правила по МО касаются не только водителей, работающих на транспортную организацию, но и ИП, а также ФЛП, имеющих право заниматься перевозкой пассажиров и их багажа. Обязательно прохождение проверки здоровья водителя в момент трудоустройства, а также в качестве профилактической меры 2 раза в год.

Основные типы МО:

  • предрейсовые;
  • послерейсовые.
  • предсменные.
  • послесменные.

С 1 сентября появился также новый вид медосмотра – в течение дня (Приказ Минздрава № 266н, 30.05.2023 г.). Работодатель сам определяет, какой вид медосмотра требуется для персонала предприятия.

Организация предрейсового осмотра водителей в компаниях в 2023 году

Проверка состояния здоровья водителя необходима, чтобы выявить симптомы воздействия вредных или опасных производственных факторов, отравления, острого профзаболевания, наркотического и алкогольного опьянения.

В случае выявления признаков патологии или отравления медработник, зафиксировавший результаты в журнале регистрации МО, должен уведомить об этом руководство компании – водителя на линию выпускать нельзя. Если при ДТП погибнет человек, то уголовную ответственность будет нести и предприятие, и медик, проводивший медосмотр.

ВАЖНО! Заключение о проведенных исследованиях медицинский работник не только записывает в специальные журналы, но и регистрирует в электронном виде.

Особенности проведения медосмотра

Если работодатель допускает к рейсу водителей, не прошедших МО, он рискует здоровьем водителя, окружающих людей, репутацией компании и деньгами. Распространенные траты – штрафы, страховые выплаты, судебные расходы, возмещение вреда пострадавшим, оплата за лечение профзаболеваний и реабилитацию сотрудников. При этом организация не может переложить административный штраф от государственной инспекции труда, полученный за непрохождение водителем предрейсового МО, на самого водителя (основание – ст.3.1 КоАП РФ).

Поэтому перевозчик должен соблюдать правила Приказов Минздрава РФ № 835н и № 266н. Оба нормативных акта предусматривают следующие моменты:

  • любой вид осмотра финансируется, инициируется и организовывается руководством предприятия;
  • МО проводят в начале рабочей смены.

Выполнение проверок возлагается на работников с соответствующей специальностью (врач, фельдшер, медсестра) при наличии у них сертификатов и лицензий. Медики могут относиться к штату компании или быть приглашенными.

Нельзя заставлять водителя жертвовать своим свободным временем и заставлять его приходить раньше на работу, чтобы пройти медосмотр перед сменой. В соответствии со ст. 220 ТК РФ, время, затраченное на прохождение МО, включается в рабочее время. К примеру, если предрейсовый МО занимает 20 минут, а смена началась с 9:00, значит, к должностным обязанностям водитель должен приступить в 9:20.

Инструкция по правильному проведению предрейсового медосмотра

Руководство предприятия должно выполнить следующие основные шаги:

  1. Ответственное лицо обязано изучить действующее законодательство. Без медицинского осмотра допускать персонал к работе нельзя (ст.ст. 76 и 212 ТК РФ).
  2. Для проведения МО должно быть организовано помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам. Оно может располагаться на территории предприятия или вне ее.
  3. Требуется разработка и утверждение путевых листов и журнала медицинских осмотров, которые заполняются одновременно.

Организация помещения для предрейсового МО

В перечень требований включены следующие моменты:

  1. Площадь комнаты должна быть достаточной для того, чтобы в ней разместился медперсонал, необходимая аппаратура и лицо, проходящее медосмотр.
  2. В помещении должны соблюдаться санитарные и гигиенические требования к освещению, вентиляции и температуре.
  3. Медицинская комната должна иметь мебель: стулья, столы, кушетки.
  4. Обязательно наличие сейфа, где будет храниться медицинская документация, печать, телефон.
  5. Желательно наличие ПК для упрощения процесса МО и создания возможности для проведения дистанционных осмотров.
  6. В кабинете должны быть созданы условия для утилизации медицинских отходов, и иметься средства дезинфекции.

Медикам нужны аптечка и шкаф с лекарствами, процедурными средствами, медицинские инструменты, термометр, аппараты: кардиограф, весы, термометр, алко- и нарко-тестеры, окулярный прибор, тонометр, ПАК или ЭСМО.

В помещениях МО обязательно требуется создание условий по электрической и пожарной безопасности.

Нормативная база предрейсовых медосмотров

Для организации МО используются положения ряда нормативных актов:

  • ст. 220 и ст. 338 ТК;
  • ст.11.32. КоАП;
  • ФЗ № 195, № 196 (ст. 23) и № 629;
  • Приказ Минздрава № 308;
  • Письмо Минтранса № ДЗ-531-ПГ;
  • Письмо Минздрава РФ № 2510/9468-03-32 – регулирует правила медицинского освидетельствования при опьянении.

Дистанционный осмотр (Приказ Минздрава № 266н) проводят через распознавание личности СКУД, электронными идентификаторами, онлайн-видео ПК и гаджетов. В новых формах путевого листа будет указан СНИЛС водителя.

Порядок проведения медосмотра

Основные требования со стороны медицинского персонала:

  • выявление признаков раннего заболевания;
  • фиксация в журнале и путевом листе сведений о недопуске к рейсу;
  • уведомление руководства о болезни водителя и отстранение сотрудника от работы;
  • оформление справки и направления в поликлинику для консультации терапевта и дальнейшего лечения по месту жительства;
  • проставление подписи, печати, оценки в путевом листе, если водитель здоров.

Медработник проводит беседу с водителем и обращает внимание на его эмоциональное состояние, поведение, тремор верхних конечностей, наличие запаха алкоголя, присутствие следов побоев, травм, покраснение склер глаз. Обязательно учитываются жалобы работника о плохом самочувствии.

Обобщенный алгоритм МО:

  • расспрос об общем состоянии;
  • внешний осмотр работника;
  • измерение АД, температуры, пульса;
  • выполнение теста на наличие алкоголя в крови (алкометром);
  • проверка мочи на ПАВ (психоактивные вещества) – назначается, если признаки опьянения присутствуют, но алкометр показывает отрицательный результат.

Медицинское освидетельствование занимает от 20 мин до 2 ч. Срок действия результатов – одна смена.

По результатам МО водителю выдается медицинское заключение (бумажный вариант с одновременной записью проведенного осмотра в специальном журнале). Электронное заключение подписывается УКЭП (усиленной квалифицированной подписью) медработника (ФЗ № 266н, п. 20). В заключении обязательно указываются дата (число, месяц, год), время и номер документа, а также предварительный диагноз.

Кто проводит медосмотр в течение рабочего дня?

С сентября 2023 г., помимо обязательных предрейсовых, вводятся текущие медосмотры в течение смены. Основанием для их прохождения служит распоряжение работодателя (ФЗ No 629 и No 323). Цель осмотра:

  • определение влияния вредных или опасных производственных факторов на здоровье;
  • диагностика острого отравления;
  • обнаружение профзаболеваний;
  • определение признаков опьянения.

Диагностические тесты, осмотр и исследования выполняет на местах аккредитованный специалист-медик (врач, фельдшер, медсестра), работающий в штате предприятия. Специалист должен иметь документ о прохождении курсов повышения квалификации, связанных с осуществлением МО на автотранспортных предприятиях.

Также руководство компании имеет право заключить договор с лицензированной медицинской организацией, представитель которой будет выполнять все виды медицинских осмотров водителей.

Сведения о медике должны быть внесены в ЕГИСЗ. Перед проведением МО он проходит аутентификацию на портале «Госуслуги».

Требования к документации

Медработник ежедневно фиксирует результаты медосмотров, проведенных перед рейсом, в специальном журнале. Идентичные данные указываются в путевом листе.

Журнал предрейсовых осмотров заполняется медиком перед каждой поездкой работника по маршруту. Он содержит:

  • ФИО водителя;
  • общее здоровье;
  • неврологический статус;
  • показатели АД, пульса, температуры;
  • результаты осмотра;
  • наличие допуска или обоснование недопуска;
  • дату осмотра;
  • печать и подпись медика.

Если возникла необходимость в проведении тестов, то обязательно вносятся сведения об их результатах. Журнал подписывает не только медик, но и водитель.

Наряду с журналом заполняется путевой лист, выданный водителю диспетчерской службой перед сменой. Перед предъявлением его медику для допуска по МО работник указывает следующую информацию:

  • сведения о ТС (модель, марка, госномер);
  • конечный и промежуточные остановочные пункты маршрута;
  • время, дата, место отправления;
  • документы для управления авто.

В путевом листе водитель должен поставить свою подпись. Кадровики и финансовый отдел получают данные о выходе водителя на работу по данному документу.

Если работник был отстранен от выполнения обязанностей с документальной фиксацией недопуска к управлению ТС, то такая информация обязательно вносится в журнал регистрации и личную карту сотрудника.

Последствия ошибок или непрохождения медосмотра

ГИТ во время аудита имеет право оштрафовать транспортную организацию за отсутствие сведений о медосмотре водителя, вышедшего на смену без задокументированного допуска. Помимо ущерба компании и окружающим людям, который способен нанести водитель, находившийся за рулем больным или нетрезвым, он может стать причиной судебных разбирательств компании с другими организациями и быть уволенным.

С шоферов, которые не прошли МО в положенный срок, взыскиваются штрафы:

  • категории В и С – 500-1 000 руб.;
  • категории D и Е – 1 500-2 500 руб.

Организация заплатит такие штрафы:

  • 30 000- 50 000 – автотранспортные компании и ИП;
  • 2 000- 5 000 – виновные должностные лица.

Если водитель предоставляет фальшивую медицинскую справку о прохождении МО, его штрафуют до 5 000 руб. или могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Новые методы проведения ежедневных МО

Алгоритмы проведения дистанционных осмотров водителей очень похожи на очные, но имеют свои особенности:

  1. Проведение осмотра через ПК, онлайн-приложение личного или рабочего гаджета происходит по добровольному письменному согласию исследуемого.
  2. Подтверждение личности происходит с использованием данных биометрии: видео, запись лица.
  3. Проводится внешний осмотр кожных покровов обследуемого, выполнение исследований АД, температуры, пульса, тестов на наличие алкоголя.
  4. Данные измерений передаются и сохраняются в памяти мед. устройства.
  5. Составляется медицинское электронное заключение, подписываемое УКЭП.

Удаленный осмотр осуществляется с использованием медизделий, относящихся к ЕАЭС (единому реестру отечественного ПО). Все они ежегодно должны проходить техническую поверку. На данный момент действует 15 дистанционных приборов, разрешенных в РФ, например, «СТРАЖ», «АСПО», специальный терминал «ЭСМО».

Результаты осмотров фиксируются на видео и находятся в архиве оборудования и связанного с ним ПК от 30 дней.

ВАЖНО! Медработник, работающий с дистанционными МО, должен иметь лицензию и регистрацию в ЕГИС здравоохранения.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318