Проведение обязательных медицинских осмотров (МО) перед выходом на рабочую смену – обязательное правило допуска сотрудников к управлению транспортным средством (ТС). Соблюдение правил обеспечивает безопасность на дорогах, сохраняет жизнь и здоровье водителя. Есть плюсы и для компании – предотвращение финансовых потерь, связанных с утратой и порчей имущества (автомобиля), снижение риска административных и страховых штрафов. Какие нововведения по осмотру водителей вступают в силу с первого сентября 2023 г., вы узнаете из нашего материала.
Предрейсовые медицинские осмотры значительно снижают риски несчастных случаев на предприятии. За руль ТС не допускаются нездоровые и нетрезвые водители. Ранее лица из штата автотранспортной компании, на которых возложено управление ТС, обязаны были лично проходить обязательные осмотры перед рейсом (Приказ Минздрава № 835н). После 01.09.2023 г. добавляется возможность прохождения предрейсовых осмотров в удаленном формате (кроме лиц, занимающихся перевозками детей, опасных грузов и выполняющих функции на междугородних рейсах длительностью до 300 км).
Правила прохождения предрейсовых осмотров касаются также работников, выполняющих ж/д и подземные перевозки, привлеченных работников отрасли электроэнергетики. При этом, помимо удаленного формата, очно нужно будет раз в полгода проходить токсико-химические исследования.
Кроме того, перед допуском к медосмотру у водителя теперь обязательно проверяют наличие справки об отсутствии непогашенной судимости (ст. 328.1 ТК). Без этой справки с 01.09.2023 г. к работе сотрудников, только устроившихся на предприятие, не допускают (ст. 83 ТК, ч. 1, п. 13.).
Законное обоснование
С 1 сентября 2023 г. начал действовать ФЗ № 629, касающийся изменений ФЗ № 323. По новым нормам МО водителей будет проходить в очном формате, дистанционном, а также в течение дня по инициативе работодателя или проверяющих органов. За основу нововведений был взят ФЗ № 196, регулирующий соблюдение безопасности движения ТС на дороге.
ВАЖНО! С 01.03.2023 г. действует также требование о предоставлении справки об отсутствии судимости или ее снятии для трудоустраивающихся работников в компанию по перевозке пассажиров.
Правила по МО касаются не только водителей, работающих на транспортную организацию, но и ИП, а также ФЛП, имеющих право заниматься перевозкой пассажиров и их багажа. Обязательно прохождение проверки здоровья водителя в момент трудоустройства, а также в качестве профилактической меры 2 раза в год.
Основные типы МО:
С 1 сентября появился также новый вид медосмотра – в течение дня (Приказ Минздрава № 266н, 30.05.2023 г.). Работодатель сам определяет, какой вид медосмотра требуется для персонала предприятия.
Проверка состояния здоровья водителя необходима, чтобы выявить симптомы воздействия вредных или опасных производственных факторов, отравления, острого профзаболевания, наркотического и алкогольного опьянения.
В случае выявления признаков патологии или отравления медработник, зафиксировавший результаты в журнале регистрации МО, должен уведомить об этом руководство компании – водителя на линию выпускать нельзя. Если при ДТП погибнет человек, то уголовную ответственность будет нести и предприятие, и медик, проводивший медосмотр.
ВАЖНО! Заключение о проведенных исследованиях медицинский работник не только записывает в специальные журналы, но и регистрирует в электронном виде.
Если работодатель допускает к рейсу водителей, не прошедших МО, он рискует здоровьем водителя, окружающих людей, репутацией компании и деньгами. Распространенные траты – штрафы, страховые выплаты, судебные расходы, возмещение вреда пострадавшим, оплата за лечение профзаболеваний и реабилитацию сотрудников. При этом организация не может переложить административный штраф от государственной инспекции труда, полученный за непрохождение водителем предрейсового МО, на самого водителя (основание – ст.3.1 КоАП РФ).
Поэтому перевозчик должен соблюдать правила Приказов Минздрава РФ № 835н и № 266н. Оба нормативных акта предусматривают следующие моменты:
Выполнение проверок возлагается на работников с соответствующей специальностью (врач, фельдшер, медсестра) при наличии у них сертификатов и лицензий. Медики могут относиться к штату компании или быть приглашенными.
Нельзя заставлять водителя жертвовать своим свободным временем и заставлять его приходить раньше на работу, чтобы пройти медосмотр перед сменой. В соответствии со ст. 220 ТК РФ, время, затраченное на прохождение МО, включается в рабочее время. К примеру, если предрейсовый МО занимает 20 минут, а смена началась с 9:00, значит, к должностным обязанностям водитель должен приступить в 9:20.
Руководство предприятия должно выполнить следующие основные шаги:
Организация помещения для предрейсового МО
В перечень требований включены следующие моменты:
Медикам нужны аптечка и шкаф с лекарствами, процедурными средствами, медицинские инструменты, термометр, аппараты: кардиограф, весы, термометр, алко- и нарко-тестеры, окулярный прибор, тонометр, ПАК или ЭСМО.
В помещениях МО обязательно требуется создание условий по электрической и пожарной безопасности.
Для организации МО используются положения ряда нормативных актов:
Дистанционный осмотр (Приказ Минздрава № 266н) проводят через распознавание личности СКУД, электронными идентификаторами, онлайн-видео ПК и гаджетов. В новых формах путевого листа будет указан СНИЛС водителя.
Основные требования со стороны медицинского персонала:
Медработник проводит беседу с водителем и обращает внимание на его эмоциональное состояние, поведение, тремор верхних конечностей, наличие запаха алкоголя, присутствие следов побоев, травм, покраснение склер глаз. Обязательно учитываются жалобы работника о плохом самочувствии.
Обобщенный алгоритм МО:
Медицинское освидетельствование занимает от 20 мин до 2 ч. Срок действия результатов – одна смена.
По результатам МО водителю выдается медицинское заключение (бумажный вариант с одновременной записью проведенного осмотра в специальном журнале). Электронное заключение подписывается УКЭП (усиленной квалифицированной подписью) медработника (ФЗ № 266н, п. 20). В заключении обязательно указываются дата (число, месяц, год), время и номер документа, а также предварительный диагноз.
С сентября 2023 г., помимо обязательных предрейсовых, вводятся текущие медосмотры в течение смены. Основанием для их прохождения служит распоряжение работодателя (ФЗ No 629 и No 323). Цель осмотра:
Диагностические тесты, осмотр и исследования выполняет на местах аккредитованный специалист-медик (врач, фельдшер, медсестра), работающий в штате предприятия. Специалист должен иметь документ о прохождении курсов повышения квалификации, связанных с осуществлением МО на автотранспортных предприятиях.
Также руководство компании имеет право заключить договор с лицензированной медицинской организацией, представитель которой будет выполнять все виды медицинских осмотров водителей.
Сведения о медике должны быть внесены в ЕГИСЗ. Перед проведением МО он проходит аутентификацию на портале «Госуслуги».
Медработник ежедневно фиксирует результаты медосмотров, проведенных перед рейсом, в специальном журнале. Идентичные данные указываются в путевом листе.
Журнал предрейсовых осмотров заполняется медиком перед каждой поездкой работника по маршруту. Он содержит:
Если возникла необходимость в проведении тестов, то обязательно вносятся сведения об их результатах. Журнал подписывает не только медик, но и водитель.
Наряду с журналом заполняется путевой лист, выданный водителю диспетчерской службой перед сменой. Перед предъявлением его медику для допуска по МО работник указывает следующую информацию:
В путевом листе водитель должен поставить свою подпись. Кадровики и финансовый отдел получают данные о выходе водителя на работу по данному документу.
Если работник был отстранен от выполнения обязанностей с документальной фиксацией недопуска к управлению ТС, то такая информация обязательно вносится в журнал регистрации и личную карту сотрудника.
ГИТ во время аудита имеет право оштрафовать транспортную организацию за отсутствие сведений о медосмотре водителя, вышедшего на смену без задокументированного допуска. Помимо ущерба компании и окружающим людям, который способен нанести водитель, находившийся за рулем больным или нетрезвым, он может стать причиной судебных разбирательств компании с другими организациями и быть уволенным.
С шоферов, которые не прошли МО в положенный срок, взыскиваются штрафы:
Организация заплатит такие штрафы:
Если водитель предоставляет фальшивую медицинскую справку о прохождении МО, его штрафуют до 5 000 руб. или могут привлечь к административной и уголовной ответственности.
Алгоритмы проведения дистанционных осмотров водителей очень похожи на очные, но имеют свои особенности:
Удаленный осмотр осуществляется с использованием медизделий, относящихся к ЕАЭС (единому реестру отечественного ПО). Все они ежегодно должны проходить техническую поверку. На данный момент действует 15 дистанционных приборов, разрешенных в РФ, например, «СТРАЖ», «АСПО», специальный терминал «ЭСМО».
Результаты осмотров фиксируются на видео и находятся в архиве оборудования и связанного с ним ПК от 30 дней.
ВАЖНО! Медработник, работающий с дистанционными МО, должен иметь лицензию и регистрацию в ЕГИС здравоохранения.
Что еще почитать?
Вы можете написать нам на почту или связаться по телефону в будние дни с 9 до 18 часов.