Отсутствие предрейсового медосмотра — судебная практика

В 2023 году проведение медицинских осмотров перед рейсами возложено на уполномоченных лиц, заключающих договор с медицинскими организациями, имеющими лицензию на предоставление данной услуги. По новым требованиям отметка о прохождении осмотра перед рейсом – обязательный атрибут путевого листа. Установлена ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра, но при этом судебные инстанции порой выносят неоднозначные решения. В этой статье мы разберем, на каких законодательных нормах стоит основываться, чтобы избежать значительных штрафов.

Отсутствие предрейсового медосмотра – терминология

Главная ошибка появляется в ситуации, когда законы, которые относятся к транспортным компаниям (ТК), предоставляющим услуги по перевозке людей и грузов, применяют к фирмам, эксплуатирующим личные машины сотрудников для служебных целей. Требуется уточнить, можно ли считать водителем любое лицо, которое управляет транспортным средством компании или использует свой автомобиль для выполнения рабочих поручений руководства.

Следует обратить особое внимание на терминологию. Обычно лишних вопросов не возникает по поводу компаний, которые оказывают услуги по грузоперевозкам. Водитель такой ТК оформлен на данной должности, у него есть путевой лист. Но что делать, если корпоративным автомобилем управляет сотрудник, занимающий другую должность?

Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно ориентироваться на ФЗ № 196. По его нормам, водителем считается каждый сотрудник, который садится за руль служебного транспортного средства. При этом не важно, какая именно должность за ним закреплена в штатном расписании.

Перевозчик представляет собой ИП или юр. лицо, которое заключило договор перевозки и приняло обязанность по доставке багажа или пассажира в определенное место. Также он может транспортировать груз, который ему вверил отправитель. Перевозчик обязан передать груз или багаж лицу, которое имеет право на его получение.

Такие понятия, как водитель и перевозчик, необходимо различать. Законы, которые относятся непосредственно к перевозчикам, не распространяются на всех лиц, управляющих машинами. При этом в дополнении Ф3 от 28.12.2013г № 437 сказано, что водитель ТС – это лицо, которое управляет автомобилем (в том числе тот, кто обучает управлению машиной). Водитель может пользоваться авто для своих целей или быть в роли работника ИП. Под данный термин попадают все, кто участвуют в дорожном движении. По этой причине ряд специалистов полагает, что в наличии должен быть путевой лист, даже если за рулем ТС будет директор компании.

Для чего требуется путевой лист

Путевка является первичной официальной бумагой фирмы и относится к отчетным документам. Контролирующие инстанции внимательно следят за отсутствием ошибок в ее оформлении. Это влияет на заработную плату сотрудника, величину налоговых вычетов, списание ГСМ. Также от этого зависит то, насколько обоснованно присутствует машина на балансе фирмы.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения данных листов относятся к ИП и юр. лицам, которые пользуются грузовиками, автобусами, легковыми авто и средствами общественного транспорта. Если какого-либо из обязательных атрибутов не будет, то бумагу признают мнимой.

К реквизитам принято относить медицинский осмотр водителя перед рейсом. Сотрудник полиции обязательно проверит, есть ли подпись доктора о медосмотре и отметка о том, что был проведен тех. контроль транспортного средства. По закону Ространснадзор имеет право начислить штраф за отсутствие предрейсового медосмотра. Информация об этом присутствует в статье 19.5 КоАП.

Мнение специалистов по поводу организации предрейсовых осмотров

Как можно понять, отметка о медосмотре в путевом листе действительно важна, ее отсутствие может привести к крупному штрафу или изъятию лицензии. Специалисты утверждают, что закон, в котором говорится о необходимости путевого листа, относится не только к гражданам, управляющим машинами юридических лиц. Даже если личное авто применяется в служебных целях, все равно нужно позаботиться об оформлении путевки. Подобная потребность существует, даже если в ТД не сказано, что у конкретного сотрудника есть обязанность управлять авто. Также не важно, занимается ли фирма предоставлением услуг по перевозки багажа, людей и различных грузов.

На необходимость путёвки не влияет наличие или отсутствие водителя в штате. Если человек отправится в служебную поездку на авто, он автоматически окажется под действием закона 2.1.1 ПДД. У него будет обязанность предоставлять сотрудникам ГИБДД путевой лист, лицензионную карточку и товарно-транспортные бумаги.

Под этот закон подпадают следующие ситуации:

  • управлением автомобиля занимается наемный водитель-перевозчик;
  • транспортное средство находится во владении ИП или юр. лица;
  • проводится транспортировка опасного или негабаритного груза (в такой ситуации врач осматривает водителя каждый день до того, как он сядет за руль);
  • лицо перевозит пассажиров.

Если обвинение в суде строится на ФЗ № 196, ст. 2, а к водителям причисляют каждого гражданина за рулем, решение оказывается однозначным. Чтобы не было штрафа за отсутствие предрейсового осмотра, важно правильно оформлять путевые листы. Также необходимо позаботиться о том, чтобы водители проходили предрейсовые осмотры медицинскими специалистами. Для этого проще всего подписать договор с учреждением, которое предоставляет данные услуги и имеет соответствующую лицензию. При этом не важно, какая должность у водителя, на каком ТС он будет ехать для выполнения служебных задач. Также не имеет значения, какой вариант выбран для ведения учета ГСМ.

Важно отметить, что за проведение любых типов медицинских осмотров (к примеру, послесменных, предсменных и других) платит наниматель. При этом данные осмотры имеют право проводить только те медработники, у которых есть соответствующий сертификат. Он выдается по итогам прохождения специального обучения.

Данную услугу могут предоставлять сторонние медицинские учреждения или штатный медработник, если у него есть соответствующая лицензия.

За организацию условий на предприятии, заключение договора с медучреждением для выполнения предрейсовых осмотров отвечает непосредственно наниматель. При этом сотрудники фирмы должны проходить осмотры каждый раз перед рейсом или началом смены, о чем будет ставиться специальная отметка.

Именно руководитель отвечает за заполнение путевок и за указание в них обязательных реквизитов (в их числе есть медицинский осмотр). При этом не важно, какую должность по ТД занимает сотрудник, если он будет управлять ТС. В таком случае его причисляют к водителям.

Стоит отдельно ознакомиться с Постановлением ВС РФ номер 18-АД16-173. Торговые представители, которые будут ездить к клиентам по маршруту, прописанному в ПЛ, тоже обязаны проходить осмотр перед рейсом. При этом оплачивает данную услугу наниматель. У торгового представителя в должностной инструкции указаны обязанности водителя. Он с определенной периодичностью проходит инструктаж, а машина должна регулярно проходить техосмотр. Также важно наличие ПЛ и отметки врача в нем.

Руководствуясь данными, которые были приведены выше, отметим увеличение количества постановлений, где закон выступает на стороне контролирующих инстанций. При этом на данный момент судебные решения все еще неоднозначные. Водителями считаются те люди, которые садятся за руль служебного авто и выполняют производственные задачи. Им важно иметь путевой лист. Везде, где используются транспортные средства в служебных и коммерческих целях, требуется проходить осмотр у врача перед рейсом.

Судебная практика в РФ по поводу организации осмотров

Чтобы избежать штрафа за отсутствие предрейсового медосмотра водителей, потребуется тщательнее разобраться в имеющейся судебной практике.

Наблюдается спорная ситуация, когда сотрудник, оформленный не как водитель, но находящийся за рулем, управляет машиной для выполнения служебных задач. Судебная практика в таком случае неоднозначна. Встречаются противоположные мнения. К примеру, в деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря), Постановление № 15АП-12568/2011 было вынесено следующее решение. Признали, что нужно позаботиться о выполнении медицинских осмотров перед рейсом в отношении тех людей, которые не считаются штатными водителями, но управляют автомобилями организации. Также арбитражный суд отметил, что важно исполнять требования ФЗ, относящиеся к безопасности дорожного движения (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 2013 года, Постановление № 06АП-5556/2012). Было вынесено следующее решение: если на балансе компании есть машина, фирма должна позаботиться о предрейсовых медосмотрах и техосмотрах, как это сказано в законодательстве. Их организацией должно заниматься начальство, и именно на него будет возлагаться ответственность.

Например, ЗАО «ДХЛ Интернешнл» подало иск в судебную инстанцию в Москве, чтобы оспорить предписания ГИТ. Были выявлены различные нарушения, в том числе незарегистрированные ПЛ, неправильная организация предрейсовых осмотров. В данном случае судья встал на сторону ГИТ. По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) был начислен штраф.

В Приволжском федеральном округе по делу о неправильном выполнении предрейсового осмотра и несоблюдении условий, прописанных в лицензии, судья избрал наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. для ИП и 100 000 руб. для юридических лиц.

Иначе на данную ситуацию посмотрел судья по делу № А70-1916/2014. Он основывался на ст. 20 и 23 ФЗ «ОБДД» № 196 и посчитал, что закон относится исключительно к тем, кто числится в штате компании в роли водителя и при этом занимается перевозкой груза или людей. Предполагается, что те лица, которые управляют автомобилем фирмы, но не числятся водителями, не должны проходить осмотры перед рейсами. При этом в любом случае необходимо позаботиться об оформлении ПЛ.

Хоть подобные решения и встречаются, но специалисты советуют всем фирмам, где на балансе есть ТС, организовать для работников прохождение осмотров у врачей перед рейсами. При этом не важно, числятся ли сотрудники в роли водителей. Сейчас данные дела все чаще рассматривают в пользу уполномоченных инстанций. При этом водителем считается каждый человек, который садится за руль машины, независимо от его должности по ТД. Если произойдёт ДТП, то в случае отсутствия ПЛ с записью о медосмотре обвинят в возникшей ситуации должностных лиц компании. Независимо от причины нарушения, чаще всего начисляется штраф за предрейсовый медосмотр, проведенный с нарушениями или не проведенный вовсе.

Предрейсовый техосмотр ТС в 2023 году

Важно отметить, что технический осмотр авто выполняют до начала движения машины – на стоянке или на парковке. В этом случае не требуется заезжать на яму и куда-либо ехать. Механик сам приходит к машине, чтобы оценить состояние некоторых систем и блоков, указанных в Приказе № 296.

Тот механик, который проводит техосмотр, обязан иметь нужный уровень подготовки. Если у специалиста будут подозрения на поломку, может потребоваться осуществить дополнительный осмотр с заездом на эстакаду или с применением специального инструмента. Важно убедиться в отсутствии у машины таких поломок, которые способны привести к аварии. Если они будут выявлены, авто не допустят к движению по дорогам. Техконтроль положен всем перевозчикам, которые вынуждены оформлять ПЛ.

Перечень документов, относящихся к организации и выполнению медосмотров перед рейсами:

  • Закон № 196-ФЗ, утвержденный в декабре 1995 года;
  • КоАП Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ;
  • Письмо Минздрава и Минтранса России от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»;
  • Приказ МЗ от 14.07.2003 г. № 308;
  • Письмо МЗ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318