Послерейсовый медосмотр водителей

Компании и ИП, занимающиеся перевозкой пассажиров и доставкой грузов, несут ответственность за любой причиненный их действиями вред. Для минимизации опасных ситуаций при транспортировке предусмотрено обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров. В ходе проверки состояния здоровья водителей медработник оценивает, способен ли водитель выполнять свои профессиональные обязанности.

Помимо стандартных методов осмотра используются современные технические разработки, которые могут обеспечить точную оценку состояния здоровья водителя. Их внедрение упрощает и ускоряет процесс медосмотра.

Содержание

Цели послерейсового осмотра

Регламент процедуры

Оформление результатов

Цели послерейсового осмотра

Пред- и послерейсовые медицинские осмотры проводятся для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Они проводятся для оценки состояния здоровья водителей и предупреждения заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. И если предрейсовое обследование в первую очередь направлено на обеспечение безопасности поездки, то медосмотр по окончании работы нацелен на профилактику профессиональных патологий.

Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, скрытые состояния могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера: усталость, стресс, депрессию, которые приводят к развитию профзаболеваний.

Согласно действующим нормам послерейсовые осмотры сотрудников проводятся в рабочие часы. Если водитель проходит их в свободное время, он может рассчитывать на получение сверхурочных. Все расходы, связанные с организацией и проведением медосмотров для водителей, несет работодатель.

Регламент процедуры

Обязательное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предписано:

  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • ст. 213 Трудового кодекса РФ;
  • федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ;
  • письмом Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 и рядом других нормативных документов.

Послерейсовый медосмотр должны проходить все сотрудники, занятые в управлении транспортными средствами, в том числе:

  • водители общественного транспорта и такси;
  • водители большегрузного транспорта;
  • машинисты;
  • экспедиторы;
  • операторы погрузчиков и др.

Если индивидуальный предприниматель сам работает водителем, он также обязан проходить регулярные осмотры. На необходимость проверок не влияет тип транспорта (грузовой, легковой), водительский стаж, маршрут следования и другие факторы. Закон допускает только одно исключение. От обязательного предрейсового медосмотра освобождаются только водители транспорта экстренных служб.

Основной мерой наказания за непроведение послерейсового медицинского освидетельствования являются штрафы. Они начисляются не только водителю, но и ответственным лицам, а также организации (юридическому лицу) и составляют:

  • 3 000 рублей — для водителей;
  • 5 000 рублей — для должностных лиц;
  • 30 000 рублей — для организаций. 

Штрафы также налагаются, если медосмотр проводился с нарушениями. Их размер составляет:

  • 1 000–1 500 рублей для водителей;
  • 2 000–3 000 рублей для ответственных лиц;
  • 30 000–50 000 для юридических лиц.

Если же сотрудник отказался от медосмотра или прошел его с нарушениями установленного порядка, а затем попал в ДТП, в отношении руководителя организации и лиц, ответственных за организацию проверок, может быть возбуждено уголовное дело.

На данный момент распространены 2 варианта проведения процедуры:

  1. Работодатель самостоятельно организует послерейсовый медосмотр. Такой способ предпочтителен для крупных организаций. Компания должна оборудовать кабинет в соответствии с СП 2.1.3678-20, закупить, установить и настроить необходимое оборудование. Работодатель также должен нанять в штат как минимум двух сотрудников — заместителя генерального директора по медицинской части и медсестру или фельдшера. Каждый из них должен иметь профильное образование, подтвержденное соответствующими удостоверениями, свидетельствами и сертификатами. После этого компания должна получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
  2. Работодатель заключает договор с компанией, имеющей лицензию на проведение медосмотров. Такой вариант более популярен среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как не предполагает крупных единоразовых расходов. Некоторые компании, занимающиеся медицинскими осмотрами, организуют их проведение на объекте заказчика. В этом случае работодатель оплачивает расходы на транспортировку медицинского персонала. Другие организации проводят осмотры в собственных помещениях. В этом случае работодатель своими силами организует доставку сотрудников к медицинским учреждениям.

Разработанная нами система предрейсовых осмотров АСПО включает в себя:

  • современное оборудование для диагностики потенциально опасных состояний,
  • аналитические программы для оценки уровня риска,
  • сетевые решения для обмена данными,
  • защищенные базы данных.

Автоматизированная система медицинских осмотров внедряется на предприятиях для снижения рисков, обусловленных человеческим фактором: заболеваемости, трудопотерь, нарушений трудовой дисциплины, аварий.

В ходе процедуры медработник выполняет определенный порядок действий:

  1. спрашивает водителя о состоянии здоровья;
  2. проводит визуальный осмотр на наличие травм, ушибов, признаков переутомления или иных повреждений, которые появились в ходе управления транспортным средством;
  3. измеряет пульс, давление, температуру тела;
  4. при помощи специальных приборов проверяет наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения;
  5. делает в журнале проведения медосмотров запись о состоянии сотрудника.

Контроль трезвости обязаны проходить все водители, состоящие в штате компании. Требование также распространяется на индивидуальных предпринимателей, работающих на транспортных средствах.

Оформление результатов

В журнале проведения медосмотров фиксируется следующая информация:

  • дата и время прохождения медосвидетельствования;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дата рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Данные подтверждаются подписями медработника и водителя. Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью, а на путевом листе проставляется штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Водитель, вышедший на маршрут, обязательно должен иметь при себе путевой лист с указанием срока его действия.

Система АСПО не только автоматизирует предсменные медицинские осмотры, но и выявляет ядро проблем. Она анализирует факторы риска и помогает в разработке адекватных коррекционных мер. Водители могут оказаться в опасном состоянии и совершить критические ошибки по причине:

  • переутомления и засыпания;
  • стрессовых и депрессивных состояний;
  • влияния алкоголя, психотропных веществ и ряда лекарственных средств;
  • патологий сердечно-сосудистой системы;
  • нейроциркуляторной дистонии;
  • ОРВИ;
  • обострения хронических заболеваний.

Далеко не все эти состояния возможно выявить при помощи классических тонометров, так как даже при нормальных численных значениях или незначительных отклонениях показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, человек может находиться в опасных состояниях.

АСПО оценивает состояние здоровья более чем по 40 параметрам и собирает статистику в динамике. Постоянно накапливая данные о функциональном состоянии сотрудников, система позволяет выявлять симптомы заболеваний на ранних стадиях и заблаговременно принять меры для предотвращения развития заболеваний и ухудшения здоровья человека. В ходе дистанционного медосмотра проводится:

  • оценка деятельности сердца и сосудов;
  • исследование особенностей функционирования нервной системы;
  • выявление состояния опьянения и постнаркотического синдрома;
  • анализ адаптационных резервов организма человека.

Минимально возможная для неинвазивных методов измерения погрешность 0,5 мс при измерении ритма сердца обеспечивает наиболее точное определение всех параметров функционального состояния.

АСПО позволяет выявлять опасные состояния человека, приводящие к критическим ошибкам, которые не регистрируются обычными тонометрами. Система напрямую влияет на действительные причины аварий.

Ее использование позволяет снизить трудовые потери и заболеваемость на 25%, сократить риск аварий в 3,8 раза, а также значительно снизить ущерб, вызываемый ошибочными действиями и рисками критических ошибок, обусловленных опасными состояниями работников.

Система помогает медицинским работникам принять объективное и корректное решение о допуске в рейс с учетом выявленных функциональных состояний. АСПО не только автоматизирует процесс послерейсового осмотра, но и позволяет устранить «белые пятна» существующих процессов управления рисками человеческого фактора, осуществить реинжиниринг этих процессов и перевести ситуацию из области неопределенности в область контроля рисков. Ситуация с безопасностью, обусловленной человеческим фактором и опасными состояниями работников, становится прозрачной и управляемой.

Проведение медосмотра с помощью системы АСПО позволяет обеспечить соблюдение всех обязательных законодательных предписаний.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318