Повышение работоспособности водителей автобусов

Улучшение надежности действий водителя в системе «водитель – автомобиль – дорога – окружение» занимает ведущую позицию в стратегиях повышения безопасности на дорогах.

image1

Рассматривая «надежность» в контексте профессиональной деятельности водителя, можно применить принципы, схожие с теми, что используются для оценки технических систем. Надежность водителя тесно связана с его способностью оставаться работоспособным. Работоспособность определяется как способность к выполнению задач по стандартам профессии в обычных и экстремальных условиях, с сохранением точности управления автомобилем на протяжении времени. Пониженная работоспособность может приводить к ошибкам, которые иногда заканчиваются дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Так, успешная деятельность водителя в обычных условиях не всегда указывает на его способность поддерживать высокую работоспособность при возникновении непредвиденных ситуаций, увеличении продолжительности рабочего времени или ухудшении его здоровья.

Статистика по количеству аварий, вызванных усталостью водителя

Анализируя статистику дорожно-транспортных происшествий на муниципальном пассажирском транспорте в Воронежской области, можно утверждать, что большинство аварий происходит из-за ошибок водителей.

Основными причинами ДТП оказались:

  • человеческий фактор — 85%;
  • технические неисправности — 6%;
  • проблемы с инфраструктурой — 5%;
  • погодные условия и иные причины — 4%.

Человеческий фактор остается доминирующей причиной происшествий, в то время как влияние технических неисправностей, состояния инфраструктуры и погоды значительно меньше.

Анализ статистических данных дорожно-транспортных происшествий (ДТП), проведенный на примере предприятия ГУП ВО «ПАТП-3», показал общее снижение числа аварий и пострадавших. Этот факт указывает на успешное внедрение мер по улучшению безопасности. Тем не менее, замечено резкое увеличение аварий, вызванных действиями водителей.

Основные ошибки в работе водителей, приводящие к ДТП, могут быть связаны с несоответствием следующим критериям надежности:

  • достаточная квалификация и опыт вождения;
  • хорошее здоровье;
  • психологическая и физиологическая устойчивость;
  • адекватный уровень бодрости;
  • отсутствие влияния медикаментов, наркотиков или алкоголя.

Исследование на городских автобусных маршрутах предприятия выявило, что примерно 12% ДТП происходят из-за физической усталости водителей. Усталость нарушает способность водителя эффективно организовывать внимание, адекватно обрабатывать информацию и быстро реагировать на неожиданные обстоятельства, что увеличивает вероятность аварий.

Дополнительные исследования показали, что максимально безопасное время непрерывной работы водителя не должно превышать 7 часов. Те водители, чьи смены длиннее, участвуют в трети всех регистрируемых ДТП.

Изучение режима работы водителей автобусов по индивидуальным маршрутам в будние, выходные и праздничные дни в течение месяца показало, что водители регулярно работают сверхурочно, от 3 до 12 часов еженедельно, что может привести к месячной переработке до 48 часов. Такой режим работы потенциально повышает риск усталости и переутомления, противоречит установленным стандартам о рабочем времени и отдыхе водителей. В рамках улучшения условий труда был выполнен анализ пассажиропотоков.

Пассажирские потоки интенсивнее всего в рабочие дни. Также были оценены колебания пассажиропотоков по времени суток и отдельным участкам маршрутов, что позволило выявить необходимость в расчете коэффициентов неравномерности потока пассажиров.

На основе данных об общей занятости водителей был составлен оптимальный график работы и отдыха, который способствует предотвращению управления в состоянии утомления и профилактике переутомления. Этот график был разработан в соответствии с Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР), что направлено на повышение безопасности и эффективности водительского состава.

Как повысить уровень безопасности на дороге?

На российском рынке существует инновационная разработка, которая превосходит своих зарубежных аналогов в эффективности. Система контроля за состоянием водителей, известная под названием «Штурман», представляет собой уникальное оборудование, не имеющее аналогов. Её основное преимущество заключается в способности выявлять признаки усталости заблаговременно и предупреждать о стрессовых состояниях водителя.

image2

Система способна обнаружить опасные функциональные состояния за 1,5-2 минуты до наступления сна или гиперактивации. Основой этой системы является компактный датчик, который водитель надевает на ушную раковину. Этот датчик анализирует характер кровотока по более чем 40 параметрам, включая частоту сердечных сокращений, пульсовую волну, уровень кислорода в крови и другие.

Полученные данные могут передаваться как на бортовой компьютер, так и диспетчеру, обеспечивая своевременное реагирование на состояние водителя и повышая безопасность на дороге.

В новом плане рабочего времени центральное место занимает координация требуемого числа автобусов на линии с разрешенными трудовыми режимами и соблюдение при этом предписания трудового законодательства. В течение любого двухнедельного периода общее время вождения не должно превышать 90 часов.

Для поддержания адекватного уровня психофизического состояния и оптимальной эффективности работы водителей предлагается организация рабочего дня с двухэтапной сменой, включающей два рабочих выхода с минимальным интервалом в два часа между ними без учета времени на обеденный перерыв.

Роль водителя автобуса относится к категории особо напряженных и требующих высокой концентрации видов деятельности. Поэтому улучшение условий их работы становится критически важным аспектом управленческой деятельности на автотранспортных предприятиях.

Руководство автотранспортных компаний должно активно внедрять изменения, направленные на максимизацию сохранения работоспособности и надежности водителей во время их смен, обеспечивая тем самым безопасность и эффективность транспортных операций.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318