Применение оборудования для предрейсового осмотра

Применение оборудования для предрейсового осмотра
Безопасность вождения является одним из ключевых приоритетов организации пассажирских или грузовых перевозок. На протяжении всего маршрута водитель должен концентрировать свое внимание на дороге и быстро реагировать на изменившуюся ситуацию.

Значительная часть ДТП происходит по причине внезапного ухудшения самочувствия водителя, усталости или отвлечения на посторонние объекты. Для предупреждения опасных ситуаций в России на законодательном уровне установлено обязательное прохождение предрейсового медосмотра. Процедура обследования водителя позволяет выявить нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, признаки алкогольного или иного опьянения и другие состояния, при которых управление транспортом небезопасно.

Содержание

Цели предрейсового медосмотра

Как АСПО упрощает проведение обследования

Чем полезны автоматизированные системы контроля состояния водителя

Цели предрейсового медосмотра

Забота о состоянии здоровья водителя — одна из задач медицины дорожного движения. Основой профилактики ДТП остается медицинское освидетельствование лиц, обратившихся за получением водительских прав, и предрейсовый осмотр водителей определенных категорий транспортных средств. Целью медицинского обследования является раннее обнаружение патологических состояний, мешающих управлению транспортным средством.

Применение оборудования для предрейсового осмотра

Процедуру проходят все профессиональные водители и операторы, работающие в сфере пассажирских и грузовых перевозок, включая машинистов, таксистов, экспедиторов, операторов, погрузчиков. От предрейсового медосмотра освобождены только лица, управляющие транспортом экстренных служб.

Стандартный медосмотр легко выявляет видимые проблемы, например, опьянение, высокое АД, частый пульс. Однако скрытые патологии, которые могут привести к резкому ухудшению самочувствия в дороге, определить значительно сложнее. Для этого нужно длительное время собирать физические показатели и анализировать их в динамике.

Современные технологии автоматизации предрейсового осмотра состояния водителей позволяют значительно повысить качество контроля при одновременном сокращении времени процедуры. Компанией «Системные технологии» были сформулированы задачи и найдены решения, которые повышают диагностическую эффективность телемедицинского обследования. Разработанная ими конфигурация компьютерной системы управления и технических средств для термометрии, проверки пульса и оценки параметров тремора с высокой точностью оценивает физиологическое и психоэмоциональное состояние водителей.

Как АСПО упрощает проведение обследования

Автоматизированная система предрейсового медосмотра от компании «Системные технологии» создавалась на основе пульсовой диагностики и наработок космической медицины. Большинство аварий (около 95%) на транспорте спровоцировано человеческим фактором. На состояние водителя, машиниста, оператора негативно влияют чрезмерные нагрузки, стрессовые ситуации, прием некоторых лекарств или алкоголя. В результате возрастает количество неверных оценок и ошибочных решений. Водитель не успевает правильно среагировать на дорожную ситуацию и попадает в ДТП.

Компания «Системные технологии» разработала уникальное оборудование, которое позволяет отслеживать патологические отклонения у водителей, выходящих на маршрут. На опытных образцах диагностику проводили по 35 параметрам, отслеживая влияние на физиологические показатели алкоголя, медикаментов, стресса и т. д. Прежде всего анализировалась работа сердечно-сосудистой системы, в частности изменение ритма сердечной деятельности. Благодаря исследованиям пульсовой волны удалось определить, в какой момент человек теряет концентрацию и скорость реакции, необходимые для управления транспортным средством. В настоящее время АСПО проверяет уже более 40 показателей, что значительно упрощает задачу медработника, проводящего предрейсовый осмотр.

Система медосмотров АСПО включает в себя:

  • современное оборудование для диагностики потенциально опасных состояний,
  • аналитические программы для оценки уровня риска,
  • сетевые решения для обмена данными,
  • защищенные базы данных.

Система была апробирована на машинистах Петербургского метрополитена. Управление поездом метро требует постоянной сосредоточенности. При движении по серому тоннелю уже через пару часов наступает опасное состояние монотонии. Машинист не спит, но с трудом удерживает внимание на путях, а скорость его реакции замедляется.

С 2000 г. перед выходом на рейс сотрудники Петербургского метрополитена проходят осмотр на аппарате АСПО. Система не только фиксирует признаки физиологического сбоя в организме, но и накапливает, и систематизирует информацию о состоянии здоровья конкретного машиниста. На основе собранных данных медработник принимает решения о необходимости углубленного медосмотра, изменении режима работы и отдыха, лечении профзаболеваний.

Результаты внедрения АСПО фиксировались экспертами из СПбГУ. За несколько лет использования системы трудопотери по причине болезни машинистов снизились примерно на 20%, вероятность аварий сократилась в 3,8 раза.

АСПО также показала свою эффективность на РЖД, где была создана комплексная система, включающая:

  • пункты предрейсового медосмотра,
  • освидетельствование у производственных врачей и психофизиологов,
  • программу профилактики заболеваний персонала.

Благодаря этому трудопотери по болезни сократились на 25%, число сердечно-сосудистых заболеваний у машинистов уменьшилось в 2,5 раза.

Аппараты АСПО используются в нефтегазовой и тяжелой промышленности (предприятия «Газпрома», компания «Металлоинвест»), где ошибочные действия оператора могут стать причиной серьезной аварии и даже катастрофы. Стрессовые условия работы способствуют утомляемости и росту заболеваний у сотрудников, поэтому в данных отраслях востребовано высокотехнологичное оборудование для предрейсового осмотра.

Чем полезны автоматизированные системы контроля состояния водителя

Помимо оборудования для предрейсового осмотра компания «Системные технологии» выпускает устройства, отслеживающие физиологические параметры водителя на протяжении всего маршрута. Оборудование «Штурман» выполняет ряд функций:

Система медосмотров АСПО включает в себя:

  • диагностирует признаки усталости и нарушений здоровья,
  • контролирует стиль вождения,
  • улучшает рабочую дисциплину,
  • собирает и хранит данные о состоянии здоровья водителя,
  • подает сигнал в случае риска засыпания за рулем и утраты контроля над дорожной ситуацией,
  • фиксирует нарушения режима труда и отдыха, курение и употребление алкоголя во время езды.

Человек, проводящий много времени за рулем, обязательно должен отдыхать в течение смены. Продолжительность перерыва может составлять от 30 мин. до 2 ч. Максимальная длительность смены — 10 ч. Если водитель не соблюдает установленные перерывы и снимает усталость с помощью стимуляторов, организм не восстанавливается в полной мере. В итоге это приводит к развитию болезней и повышению риска ДТП.

Компактная система онлайн-мониторинга «Штурман» надевается на ушную раковину и не причиняет водителю дискомфорта. Она помогает работнику оставаться в оптимальной рабочей форме. Система определяет риск потери внимания из-за засыпания или стресса за несколько минут до наступления опасного состояния. «Штурман» оценивает нормальные рабочие параметры конкретного сотрудника и сравнивает с ними актуальные показатели, поступающие с датчиков в течение всей смены. «Штурман» обнаруживает пограничные состояния (предмонотонию и активацию) и опасные (монотонию, сон, внезапное ухудшение здоровья, гиперактивацию).

Естественные параметры определяются в начале пути в течение получаса. Система оценивает как норму для конкретного человека его показатели на момент допуска к рейсу. При наличии признаков утомления она посылает звуковые и визуальные сигналы с рекомендацией отдохнуть. Уведомления нельзя отключить. Система оборудована чувствительными датчиками и устойчива к помехам различного рода.

Как и в случае с АСПО, принцип работы «Штурмана» базируется на измерении пульсовой волны и ритма сердечной деятельности. В отличие от устройств визуального мониторинга, фиксирующих поведенческие или глазодвигательные реакции, она быстрее выявляет монотонию. Сердечно-сосудистая система реагирует на изменения состояния организма раньше других. «Штурман» может за несколько минут до засыпания распознать опасную ситуацию и подать водителю сигнал.

Оборудование компании «Системные технологии» может стать эффективным дополнением к государственным и региональным программам, направленным на повышение безопасности на дорогах.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318