Решение о допуске/недопуске на маршрут должно быть зафиксировано в письменном виде. Помимо стандартных методов осмотра используются современные технические разработки, которые могут обеспечить точную оценку состояния здоровья водителя. Их внедрение упрощает и ускоряет процесс предрейсового медицинского осмотра.
Содержание
Какими документами регламентируется проведение предрейсовых медосмотров?
Кому положено проходить предрейсовые медосмотры?
Способы организации медицинского осмотра водителей
Как проводится предрейсовый медосмотр?
Санкции за отказ от предрейсового медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки состояния здоровья водителей и предупреждения заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние сотрудника спровоцировать ДТП. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда. Для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.
Обязательное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предписано:
Согласно действующим нормам предрейсовые осмотры сотрудников проводятся в рабочие часы. Если водитель проходит их в свободное время, он может рассчитывать на получение сверхурочных. Все расходы, связанные с организацией и проведением медицинских предрейсовых осмотров для водителей, несет работодатель.
Полный список профессий, для которых обязателен предрейсовый медосмотр, закреплен в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Процедуру должны проходить все сотрудники, занятые в управлении транспортными средствами, в том числе:
Если индивидуальный предприниматель сам работает водителем, он также обязан проходить регулярные осмотры. На необходимость проверок не влияет тип транспорта (грузовой, легковой), водительский стаж, маршрут следования и другие факторы. Закон допускает только одно исключение. От обязательного предрейсового медосмотра освобождаются только водители транспорта экстренных служб.
На данный момент распространены 2 варианта проведения процедуры:
Разработанная нами система предрейсовых осмотров АСПО включает в себя:
Автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров внедряется на предприятиях для снижения рисков, обусловленных человеческим фактором: заболеваемости, трудопотерь, нарушений трудовой дисциплины, аварий.
В ходе процедуры медработник выполняет определенный порядок действий:
Контроль трезвости обязаны проходить все водители, состоящие в штате компании. Требование также распространяется на индивидуальных предпринимателей, работающих на транспортных средствах.
В журнале проведения медосмотров фиксируется следующая информация:
Данные подтверждаются подписями медработника и водителя. Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью, а на путевом листе проставляется штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Водитель, вышедший на маршрут, обязательно должен иметь при себе путевой лист с указанием срока его действия.
Система не только автоматизирует проведение предсменных медицинских осмотров, но и выявляет ядро проблем. Она анализирует факторы риска и помогает в разработке адекватных коррекционных мер. Водители могут оказаться в опасном состоянии и совершить критические ошибки по причине:
Далеко не все эти состояния возможно выявить при помощи классических тонометров, так как даже при нормальных численных значениях или незначительных отклонениях показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, человек может находиться в опасных состояниях.
АСПО оценивает состояние здоровья более чем по 40 параметрам и собирает статистику в динамике. Постоянно накапливая данные о функциональном состоянии сотрудников, система позволяет выявлять симптомы заболеваний на ранних стадиях и заблаговременно предпринять меры для предотвращения развития заболеваний и ухудшения здоровья человека. В ходе дистанционного медосмотра проводится:
Минимально возможная для неинвазивных методов измерения погрешность 0,5 мс при измерении ритма сердца обеспечивает наиболее точное определение всех параметров функционального состояния.
Система помогает медицинским работникам принять объективное и корректное решение о допуске в рейс с учетом выявленных функциональных состояний. АСПО не только автоматизирует процесс предрейсового осмотра. АСПО позволяет устранить «белые пятна» существующих процессов управления рисками человеческого фактора, осуществить реинжиниринг этих процессов и перевести ситуацию из области неопределенности в область контроля рисков. Ситуация с безопасностью, обусловленной человеческим фактором и опасными состояниями работников, становится прозрачной и управляемой.
Основной мерой наказания за непроведение медицинского освидетельствования являются штрафы. Они начисляются не только водителю, но и ответственным лицам, а также организации (юридическому лицу) и составляют:
Штрафы также налагаются, если медосмотр проводился с нарушениями. Их размер составляет:
Если же сотрудник отказался от медосмотра или прошел его с нарушениями установленного порядка, а затем попал в ДТП, в отношении руководителя организации и лиц, ответственных за организацию проверок, может быть возбуждено уголовное дело.
Проведение медосмотра с помощью системы АСПО позволяет обеспечить соблюдение всех обязательных законодательных предписаний.
Медосмотр за 90 секунд. | Соответствие законодательству. |
Снижение трудопотерь на 25%. | Выявление более 85% опасных состояний. |
Что еще почитать?