Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Компании и ИП, занимающиеся перевозкой пассажиров и доставкой грузов, несут ответственность за любой причиненный их действиями вред. Для минимизации опасных ситуаций при транспортировке предусмотрено обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров. В ходе проверки состояния здоровья водителей медработник оценивает, способен ли водитель выполнять свои профессиональные обязанности.

Решение о допуске/недопуске на маршрут должно быть зафиксировано в письменном виде. Помимо стандартных методов осмотра используются современные технические разработки, которые могут обеспечить точную оценку состояния здоровья водителя. Их внедрение упрощает и ускоряет процесс предрейсового медицинского осмотра. 

Содержание

Цели и задачи процедуры?

Какими документами регламентируется проведение предрейсовых медосмотров?

Кому положено проходить предрейсовые медосмотры?

Способы организации медицинского осмотра водителей

Как проводится предрейсовый медосмотр?

Плюсы внедрения АСПО

Санкции за отказ от предрейсового медосмотра

Цели и задачи процедуры?

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки состояния здоровья водителей и предупреждения заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние сотрудника спровоцировать ДТП. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда. Для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.

Какими документами регламентируется проведение предрейсовых медосмотров?

Обязательное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров предписано:

  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • ст. 213 Трудового кодекса РФ;
  • федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ;
  • письмом Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 и рядом других нормативных документов.

Согласно действующим нормам предрейсовые осмотры сотрудников проводятся в рабочие часы. Если водитель проходит их в свободное время, он может рассчитывать на получение сверхурочных. Все расходы, связанные с организацией и проведением медицинских предрейсовых осмотров для водителей, несет работодатель.

Кому положено проходить предрейсовые медосмотры?

Полный список профессий, для которых обязателен предрейсовый медосмотр, закреплен в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Процедуру должны проходить все сотрудники, занятые в управлении транспортными средствами, в том числе:

  • водители общественного транспорта и такси;
  • водители большегрузного транспорта;
  • машинисты;
  • экспедиторы;
  • операторы погрузчиков и др.

Если индивидуальный предприниматель сам работает водителем, он также обязан проходить регулярные осмотры. На необходимость проверок не влияет тип транспорта (грузовой, легковой), водительский стаж, маршрут следования и другие факторы. Закон допускает только одно исключение. От обязательного предрейсового медосмотра освобождаются только водители транспорта экстренных служб.

Способы организации медицинского осмотра водителей

На данный момент распространены 2 варианта проведения процедуры:

  1. Работодатель самостоятельно организует предрейсовый медосмотр. Такой способ предпочтителен для крупных организаций. Компания должна оборудовать кабинет в соответствии с СП 2.1.3678-20, закупить, установить и настроить необходимое оборудование. Работодатель также должен нанять в штат как минимум двух сотрудников — заместителя генерального директора по медицинской части и медсестру или фельдшера. Каждый из них должен иметь профильное образование, подтвержденное соответствующими удостоверениями, свидетельствами и сертификатами. После этого компания должна получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
  2. Работодатель заключает договор с компанией, имеющей лицензию на проведение медосмотров. Такой вариант более популярен среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как не предполагает крупных единоразовых расходов. Некоторые компании, занимающиеся медицинскими осмотрами, организуют их проведение на объекте заказчика. В этом случае работодатель оплачивает расходы на транспортировку медицинского персонала. Другие организации проводят осмотры в собственных помещениях. В этом случае работодатель своими силами организует доставку сотрудников к медицинским учреждениям.

Разработанная нами система предрейсовых осмотров АСПО включает в себя:

  • современное оборудование для диагностики потенциально опасных состояний,
  • аналитические программы для оценки уровня риска,
  • сетевые решения для обмена данными,
  • защищенные базы данных.

Автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров внедряется на предприятиях для снижения рисков, обусловленных человеческим фактором: заболеваемости, трудопотерь, нарушений трудовой дисциплины, аварий.

Как проводится предрейсовый медосмотр?

В ходе процедуры медработник выполняет определенный порядок действий:

  1. спрашивает водителя о состоянии здоровья;
  2. проводит визуальный осмотр на наличие травм, ушибов, признаков переутомления или иных повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством;
  3. измеряет пульс, давление, температуру тела;
  4. при помощи специальных приборов проверяет наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения;
  5. оформляет путевой лист и делает в журнале проведения медосмотров запись о допуске/недопуске к работе.

Контроль трезвости обязаны проходить все водители, состоящие в штате компании. Требование также распространяется на индивидуальных предпринимателей, работающих на транспортных средствах.

В журнале проведения медосмотров фиксируется следующая информация:

  • дата и время прохождения медосвидетельствования;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дата рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Данные подтверждаются подписями медработника и водителя. Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью, а на путевом листе проставляется штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Водитель, вышедший на маршрут, обязательно должен иметь при себе путевой лист с указанием срока его действия.

Плюсы внедрения АСПО

Система не только автоматизирует проведение предсменных медицинских осмотров, но и выявляет ядро проблем. Она анализирует факторы риска и помогает в разработке адекватных коррекционных мер. Водители могут оказаться в опасном состоянии и совершить критические ошибки по причине:

  • переутомления и засыпания;
  • стрессовых и депрессивных состояний;
  • влияния алкоголя, психотропных веществ и ряда лекарственных средств;
  • патологий сердечно-сосудистой системы;
  • нейроциркуляторной дистонии;
  • ОРВИ;
  • обострения хронических заболеваний.

Далеко не все эти состояния возможно выявить при помощи классических тонометров, так как даже при нормальных численных значениях или незначительных отклонениях показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, человек может находиться в опасных состояниях.

АСПО оценивает состояние здоровья более чем по 40 параметрам и собирает статистику в динамике. Постоянно накапливая данные о функциональном состоянии сотрудников, система позволяет выявлять симптомы заболеваний на ранних стадиях и заблаговременно предпринять меры для предотвращения развития заболеваний и ухудшения здоровья человека. В ходе дистанционного медосмотра проводится:

  • оценка деятельности сердца и сосудов;
  • исследование особенностей функционирования нервной системы;
  • выявление состояния опьянения и постнаркотического синдрома;
  • анализ адаптационных резервов организма человека.

Минимально возможная для неинвазивных методов измерения погрешность 0,5 мс при измерении ритма сердца обеспечивает наиболее точное определение всех параметров функционального состояния.

АСПО позволяет выявлять опасные состояния человека, приводящие к критическим ошибкам, которые не регистрируются обычными тонометрами. Система напрямую влияет на действительные причины аварий. Ее использование позволяет снизить трудовые потери и заболеваемость на 25%, сократить риск аварий в 3,8 раза, а также значительно снизить ущерб, вызываемый ошибочными действиями и рисками критических ошибок, обусловленных опасными состояниями работников.

Система помогает медицинским работникам принять объективное и корректное решение о допуске в рейс с учетом выявленных функциональных состояний. АСПО не только автоматизирует процесс предрейсового осмотра. АСПО позволяет устранить «белые пятна» существующих процессов управления рисками человеческого фактора, осуществить реинжиниринг этих процессов и перевести ситуацию из области неопределенности в область контроля рисков. Ситуация с безопасностью, обусловленной человеческим фактором и опасными состояниями работников, становится прозрачной и управляемой.

Санкции за отказ от предрейсового медосмотра

Основной мерой наказания за непроведение медицинского освидетельствования являются штрафы. Они начисляются не только водителю, но и ответственным лицам, а также организации (юридическому лицу) и составляют:

  • 3 000 рублей — для водителей;
  • 5 000 рублей — для должностных лиц;
  • 30 000 рублей — для организаций. 

Штрафы также налагаются, если медосмотр проводился с нарушениями. Их размер составляет:

  • 1 000–1 500 рублей для водителей;
  • 2 000–3 000 рублей для ответственных лиц;
  • 30 000–50 000 для юридических лиц.

Если же сотрудник отказался от медосмотра или прошел его с нарушениями установленного порядка, а затем попал в ДТП, в отношении руководителя организации и лиц, ответственных за организацию проверок, может быть возбуждено уголовное дело.

Проведение медосмотра с помощью системы АСПО позволяет обеспечить соблюдение всех обязательных законодательных предписаний.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.

78122094318