Штраф за нарушение режима труда и отдыха (РТО) водителя

В 2023 году завершена работа над контролем деятельности перевозчиков. Нарушения режима труда и отдыха (РТО) водителей влекут за собой штрафы, но большие трудности связаны с выполнением Постановления №1090 и Приказа Минтранса №424, требующих установку дорогого оборудования на транспортные средства.

Несмотря на общую тревогу, не все так плохо. Большой список транспортных средств освобожден от установки тахографа. Но штрафы за нарушения все равно обрушиваются на водителей.

Тахографы контролируют соблюдение рабочего времени и отдыха водителей. Устройства с блоком СКЗИ соответствуют стандартам РФ и предназначены для использования в нашей стране. Тахографы ЕСТР с блоком ISO, разработанные по стандартам ЕС, используются для международных рейсов. Российские перевозчики не могут выехать за границу без соответствующего оборудования.

По требованиям Приказа Минтранса №440 (Приложение 2), отдельные группы транспортных средств должны быть снабжены тахографами для контроля режима работы и отдыха. Эти группы включают:

  1. Частные грузовые автомобили с общим весом более 3,5 т.
  2. Автобусы, которые являются собственностью физических лиц.
  3. Грузовые транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые компаниями и предпринимателями-одиночками, исключая категории M2 и M3, обслуживающие постоянные маршруты.
  4. Транспортные средства, используемые корпорациями и индивидуальными предпринимателями для перевозки пассажиров, грузов и других лиц (кроме водителя) на автобусах или грузовых автомобилях.

Однако определенные типы транспортных средств не требуют установки тахографов: это нефтегазовый автопарк, службы экстренного реагирования, специальная техника, а также сельскохозяйственный транспорт, используемый исключительно на местном уровне.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, установлены новые штрафы за нарушение режима работы и отдыха.

Потенциальные нарушения, которые могут привести к штрафу, включают отсутствие тахографа, некорректную установку или использование, преднамеренное отключение устройства, отсутствие или истекший срок действия водительской карты, нарушение пломб, ручное изменение данных и неисправность прибора. Важно отметить, что эти штрафы также применяются к иностранным перевозчикам, если они не регистрируют время вождения и отдыха каждый день во время поездки. Несмотря на то, что список нарушений можно увеличить, закон не позволяет назначать множественные штрафы за одно и то же нарушение.

Согласно ч. 2 ст. 11.23 КоАП, штрафы накладываются на ИП, транспортные компании и технически ответственных лиц за отсутствие тахографа или нарушение норм его установки. Сумма штрафа:

  • для организаций – 20 000–50 000 руб.;
  • для ИП – 15 000–25 000 руб.;
  • для должностных лиц – 7000–10 000 р.

В судах применение штрафов может варьироваться.

По ч. 3 ст. 11.23 КоАП, нарушения, связанные с несоблюдением рабочего времени и отдыха водителя, или превышение разрешенного времени управления ТС штрафуются:

  • для водителей – 1500–2000 руб.;
  • для должностных лиц – 7000–10 000 руб.;
  • для ИП – 15 000–25 000 руб.;
  • для юрлиц – 20 000–50 000 руб.

Ответственность возникает при нарушении ТК РФ, и вина должна быть доказана.

Осуществлять проверку тахографа и соблюдения режима труда и отдыха водителя во время рейса могут только полицейские и сотрудники Ространснадзора, как это определено в Законе №196-ФЗ от 10.12.1995 (ст. 30, п. 2.1). При этом водитель обязан предоставить аппарат для проверки и, если это необходимо, карту и распечатку времени управления и отдыха согласно Постановлению Правительства РФ №1090 от 23.10.1993. Следует заметить, что Приказ Минтранса №36 от 13.02.2013, содержавший информацию о тахографах, потерял силу и был заменен на Приказ №438 от 26.10.2020, регулирующий использование тахографов.

Стоит отметить различия в практике использования тахографов в Европе и России. В Европе ответственность за качество устройства, его поломки и связанные с этим убытки ложится на производителя, а не на автоперевозчика. В России же транспортная компания или владелец автомобиля несут ответственность за все возникающие проблемы, включая штрафы. Для избежания последних перевозчики должны обеспечить автомобили тахографами, заказать карту для водителя и предприятия, зарегистрировать устройство, заключить договор на обслуживание с лицензированной мастерской и назначить специалиста, отвечающего за ведение документации и обучение водителей. Стоимость оснащения одного транспортного средства тахографом составляет примерно 45–60 тыс. рублей.

Для избежания штрафов водитель должен знать все о тахографе, контролирующем режим труда и отдыха, в своем автомобиле. Нельзя выходить в рейс на автомобиле с неработающим тахографом, без карты водителя, если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ, или если автомобиль оснащен непроверенной модификацией. Нельзя фальсифицировать или уничтожать данные, полученные от контроля РТО, использовать модуль, не прошедший испытания.

Новый регламент режима труда и отдыха водителей, согласно Приказу Минтранса №424, аналогичен стандартам ЕСТР, но имеет отличия. Важно помнить, что график работы в транспортной компании может быть индивидуализирован, учитывать особенности деятельности и климатические условия.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318