Любое предприятие, работающее в сфере перевозок, в обязательном порядке проводит предрейсовые медосмотры, включающих контроль трезвости. Однако этой меры может быть недостаточно. Для повышения безопасности вождения разрабатываются и внедряются системы мониторинга физиологических показателей — Driver Monitoring Systems (DMS). Они исследуют множество параметров в динамике и собирают их в базы данных.
Содержание
Средства дистанционного контроля и проверки водителя на трезвость
Цели и задачи систем видеонаблюдения и мониторинга состояния водителей
Слабые места систем мониторинга
Особенности автоматизированной системы мониторинга «Штурман» и АСПО
Преимущества комплекса «Штурман»
Дополнительные меры безопасности
Системы видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя выполняют несколько задач:
Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя измеряет различные физиологические параметры с помощью видеокамер и специальных датчиков, обрабатывает полученные данные и посылает сигнал водителю или диспетчеру, если показатели отклоняются от нормы. Системы оборудованы чувствительными датчиками. В случае нарушения установленного регламента DMS присылает уведомления. Все данные записываются и собираются в единой базе. Их можно использовать для составления карты здоровья водителя и ранней диагностики профессиональных заболеваний (патологий сердечно-сосудистой и нервной системы).
Наибольшее количество ДТП происходит по причине сонливости, усталости, потери концентрации внимания. Такие состояния сложно спрогнозировать. Чтобы своевременно их выявить, а значить снизить рис ДТП, требуется оборудование, способное точно оценивать параметры психофизиологического состояния человека и реагировать на их малейшие изменения.
Из-за ограничений методик и технологий, заложенных в оборудование для мониторинга, многие DMS не выявляют 80% рисков или срабатывают слишком поздно. В результате плохо чувствующий себя водитель выпускается на линию или не успевает сориентироваться в аварийной ситуации. Например, для оценки состояния сердечно-сосудистой системы недостаточно оборудования, измеряющего только средний пульс и давление. Требуется анализ вариабельности сердечного ритма и параметров пульсовой волны. С этой задачей не способны справиться ни умные тонометры, ни браслеты. Последние имеют высокую погрешность измерений (более 30%) из-за недостаточного прилегания и мышечных помех.
Метод электромиографии, основанный на биоэлектрической активности мышц, также имеет значительные ограничения в применении из-за большого количества ложных срабатываний. Оборудование реагирует на изменение параметра, но не анализирует их причины. Однако на активность мышц влияет большое количество внешних и внутренних факторов, никак не связанных с утомлением или засыпанием.
Видеокамеры, следящие за лицом и глазами водителя, не фиксируют такие состояния, как микросон и сон с открытыми глазами. Они срабатывают слишком, когда человек уже не успевает среагировать на дорожную ситуацию. Видеокамеры также не оценивают риск резкого ухудшения самочувствия или внезапной смерти из-за сердечно-сосудистых заболеваний.
Чтобы движение на дороге стало более безопасным системы контроля состояния человека должны:
Многофункциональные системы выявляют и фиксируют пограничные состояния и случаи отклонения от индивидуальной нормы, а также оценивают риски внезапного ухудшения самочувствия.
Системы своевременно уведомляют водителя, медработника и других ответственных лиц о рисках в состоянии водителя, позволяя принять корректирующие решения вовремя. Вся информация собирается в базу данных мониторингового центра для дальнейшего анализа.
В случае срабатывания датчика у водителя есть несколько секунд, чтобы взять ситуацию под контроль. Если же по каким-то причинам он не реагирует, система автоматически направляет уведомление диспетчеру. При работе на рельсовом транспорте система передает сигнал штатному тормозному устройству.
Система рассчитана на предупреждение опасных ситуаций. Это выгодно отличает ее от аналогов:
Алгоритмы оценки функционального состояния работника не уступают в информативности и прогностичности электроэнцефалографии и электрокардиоритмографии. Они позволяют с высокой точностью различать нормальную операторскую активность и гиперактивацию, возбуждение, монотонию, дремоту и сон.
Максимально полный контроль функционального состояния и действий водителя достигается за счет сочетание нескольких систем мониторинга. Помимо DMS можно задействовать автоматизированные системы медосмотра и спутникового мониторинга транспорта. Они позволяют проверить работоспособность водителя перед рейсом, определить координаты транспортного средства и его скорость, оптимизировать маршрут, подать сигнал диспетчеру или в службу спасения в случае ДТП.
Кроме того, можно оборудовать транспортное средство устройствами, выявляющими содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе:
СКУД ограничивают физический доступ к управлению транспортным средством для водителей в состоянии алкогольного или иного опьянения; алкоблокираторы (алкозамки) не позволяют запустить двигатель, если сотрудник не прошел проверку.
Комплексное использование систем контроля водителя помогает снизить риск ДТП, повысить безопасность перевозок, оптимизировать эксплуатацию транспортных средств.
Что еще почитать?