Как управление транспортным средством зависит от психоэмоционального состояния водителя

Подавляющее большинство аварий на дороге случается из-за неадекватного поведения людей. Причиной обычно становится недостаточный контроль за психоэмоциональным состоянием управляющего транспортным средством. Иногда даже самому опытному профессионалу требуется помощь в этом остром вопросе. Такую поддержку могут оказать высокотехнологичные системы онлайн-мониторинга состояния водителя.

На дороге часто бывают эмоциональные ситуации, которые отражаются на поведении управляющего автомобилем. К сожалению, при профессиональной подготовке водителей уделяется недостаточное внимание развитию навыков управления стрессом. Кроме того, внешние факторы, такие как погодные условия и агрессивное поведение других участников дорожного движения, могут дополнительно усугубить психоэмоциональное напряжение и повлиять на человека. Немаловажную роль иногда играет отсутствие внешнего контроля за психофизиологическим состоянием водителя.

image1

Среди ключевых причин неадекватного поведения на дороге обычно выделяют:

  • агрессивность;
  • самоуверенность;
  • спешку.

image2

Агрессивное поведение водителя – это одна из основных причин аварий на дороге. В таком состоянии человек не может адекватно оценивать ситуацию и свои возможности, у него замедлена реакция и снижена концентрация внимания. Под влиянием негативных эмоций водитель склонен к нарушению правил, осуществлению рискованных маневров, превышению скорости. Он не только рискует сам, но и становится опасным для других людей. По результатам научных исследований, более 20% смертельных аварий происходят после проявления агрессии на дороге.

Полицейские разных стран считают агрессивным водителя, отличающегося наглым, эгоистичным стилем вождения, стремящегося проучить других участников дорожного движения, показать свое превосходство. К такому поведению склонны люди с разным образованием, уровнем дохода и навыками вождения. Даже опытный водитель, который соблюдает правила и умеет себя вести в разных обстоятельствах, при появлении раздражения может стать эмоционально неустойчивым. Но по статистике агрессии более всего подвержены молодые мужчины с опытом вождения до 5 лет.

Есть две группы причин агрессивного поведения водителей на дороге: внутренние и внешние. В первом случае человек садится за руль уже в таком состоянии. Раздражение и агрессия не связаны с дорожным движением, а вызваны конфликтами, неприятностями на работе или бытовыми неурядицами.

Вторая группа причин возникает чаще – они происходят в связи с ситуацией на дороге. Это могут быть пробки, ямы, непогода, работа сотрудников ГИБДД. Многих водителей раздражают маршрутки, учебные авто, грузовики, велосипедисты. По мнению авторитетных ученых, самая распространенная причина агрессивного состояния – это поведение других водителей. С ним может столкнуться каждый, даже тот, кто ответственно соблюдает все правила.

Что чаще всего вызывает раздражение и агрессию на дороге:

  • резкое торможение;
  • поворот без сигнальных огней;
  • подрезание;
  • обгон или объезд;
  • лавирование, перестроение из ряда в ряд;
  • медленное движение;
  • езда по встречке;
  • нетерпеливость;
  • ругательства и непристойные жесты;
  • несоблюдение дистанции;
  • неправильный проезд по перекрестку;
  • игнорирование сигналов светофора.

Исследования доказали, что неадекватность и агрессия водителей раздражает других участников движения. И они в ответ тоже начинают вести себя агрессивно. Это приводит к цепной реакции и повышает риски ДТП.

Хотя женщины считаются более эмоциональными, чем мужчины, их стиль вождения - более безопасный, они реже проявляют агрессию и нарушают правила, а если и попадают в аварию, то с меньшими потерями. Это доказали многочисленные работы российских и зарубежных ученых. У мужчин более быстрая реакция и лучшая ориентация в пространстве, они сдержаннее, чем женщины. Но чаще рискуют, проявляют агрессию и желание самоутвердиться, переоценивают свои возможности. Женщины же хуже ориентируются, более аффективны. Но они ответственнее относятся к соблюдению правил.

image3

В одном из западных научных изданий были продемонстрированы результаты опроса женщин и мужчин о том, как часто они проявляют агрессию за рулем:

Действия Мужчины Женщины
ругань 59% 57%
превышение скорости 46% 32%
громкий сигнал 39% 36%
резкое торможение 35% 29%
скандалы с другими водителями 34% 31%
оскорбительные жесты 28% 20%
использование дальнего света 25% 13%
перегораживание проезда 21% 13%
подрезание 19% 10%

В последнее время исследователи наблюдают усиление агрессивности и изменение стиля вождения женщин на более рискованный. Кроме того, они не так устойчивы в стрессовых ситуациях.

Контролировать агрессивное поведение за рулем как женщин, так и мужчин помогают системы онлайн-мониторинга. При их использовании можно оценить силу нажатия на педаль, отследить превышение скорости в реальном времени.

Одна из угроз на дороге – это излишняя самоуверенность водителя. Такое чувство часто возникает у подвыпившего человека. Но есть и трезвые люди, которые переоценивают свои возможности. Психологи определили, что таким неадекватным самовосприятием страдают начинающие водители, имеющие 1-2 года стажа за рулем. К счастью, длится данный период всего несколько лет.

Часто чрезмерная самоуверенность связана с неадекватной оценкой качеств автомобиля. Водитель считает, что современные машины легко управляемы, начинены различными системами безопасности. Ему кажется, что подушки безопасности защитят при аварии, а автостраховка поможет с минимальным риском пережить аварийную ситуацию. Особенно часто самоуверенность проявляется у водителей внедорожников – они полагают, что эта машина «везде проедет», а также у владельцев полноприводных автомобилей.

image4

Важно помнить, что подушки безопасности могут гарантировать жизнь только на небольшой скорости. Все производители этих систем отмечают, что они корректно действуют, если при лобовом столкновении двух машин их скорость не превышала 32 км/ч. Если же говорить о внедорожниках, то они предназначены для езды по пересеченной местности. Такие машины, как и полноприводные, более тяжелые. Они быстро разгоняются, но их сложнее остановить, и на асфальтированной дороге они чаще переворачиваются при резком повороте.

Далеко не всегда технических средств обеспечения безопасности, которыми машина оснащена изначально, бывает достаточно. Часто требуется дополнительная установка системы онлайн-мониторинга, которая дает возможность контролировать обстановку на дороге, указывает, на что нужно обратить внимание, подает сигнал, если у водителя снижается концентрация или поведение становится неадекватным. Онлайн-мониторинг состояния водителя особенно актуален для владельцев автотранспортных предприятий, так как он помогает приучить их сотрудников к безопасному вождению.

image5

Еще одной причиной неадекватного поведения водителя часто становится спешка. Когда человек опаздывает или торопится, он суетится, нервничает. Это мешает ему адекватно оценивать ситуацию на дороге. Он может часто перестраиваться из ряда в ряд, метаться, рисковать, ускоряться на желтый свет. Его раздражает медлительность и неуклюжесть других водителей. Все это является источником стресса и часто приводит к аварийной ситуации.

Когда водители жертвуют безопасностью из-за спешки, обычно они выигрывают всего несколько минут. Это доказал эксперимент, который провели в Германии. Двум водителям дали одинаковые автомобили. Заданием было проехать по одному маршруту длиной 1500 км с соблюдением всех правил. Первый водитель должен был ехать не спеша, подстраиваться к общему автомобильному потоку. Целью второго было проехать как можно быстрее. Ему приходилось экстренно тормозить, он попадал в опасные ситуации, прилагал много усилий, нервничал. Но выиграл на таком участке всего полчаса.

image6

Торопящиеся водители не соблюдают очередность, стараются быстрее проскочить, хуже контролируют ситуацию на дороге. Избежать аварии по причине спешки поможет система онлайн-мониторинга. Прибор предупредит водителя об изменении обстановки, об опасности столкновения, а при превышении скорости подаст соответствующий сигнал.

Надежность управления транспортным средством зависит от психоэмоционального состояния водителя. На дороге он может столкнуться с разными сложными ситуациями: постоянно меняющаяся обстановка, перенапряжение, действия других участников дорожного движения. Особенно тяжело отследить свое душевное и физическое состояние тем, кто длительное время находится за рулем или работает с пассажирами.

Проконтролировать водителя и предупредить об опасности может система онлайн мониторинга. Такой прибор позволяет снизить риск аварийных ситуаций, так как работает в режиме реального времени. Система отслеживает состояние и поведение водителя, определяет уровень концентрации внимания, усталости. Специальные датчики оценивают стиль вождения, управления рулевым колесом, силу давления на педаль, выражение лица, жесты. Система незамедлительно реагирует на неадекватное поведение водителя и останавливает автомобиль.

Таким образом, эмоциональное равновесие за рулем и должный контроль за состоянием водителя – это главные составляющие безопасности на дороге.

Что еще почитать?

27 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
24 апреля 2023
Время на прочтение 3 мин.
15 января 2023
Время на прочтение 2 мин.
18 декабря 2022
Время на прочтение 2 мин.
27 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
14 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
1 ноября 2022
Время на прочтение 2 мин.
23 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
3 октября 2022
Время на прочтение 2 мин.
12 сентября 2022
Время на прочтение 1 мин.
15 августа 2022
Время на прочтение 2 мин.
15 июня 2022
Время на прочтение 2 мин.

Внедрение решения

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено. Политика в отношении обработки персональных данных
78122094318