Контроль трезвости персонала

Одним из основных этапов предрейсового и послерейсового медицинского осмотра является контроль трезвости персонала, а также фиксация полученных результатов в журнале учета. Целью данного мероприятия является выявление сотрудников, находящихся в состоянии алкогольного или иного опьянения. Недопущение этих работников до проведения рейсов существенно снижает риски для их жизни и жизней пассажиров, а также для грузов и транспортных средств.

Контроль трезвости водителей автотранспортных средств подразделяется на предсменный, текущий и послесменный. В каждом случае результаты проверки заносятся в журнал контроля.

Контроль трезвости в ходе предрейсового осмотра

Этот этап является важным, так как он позволяет не допустить неподготовленных водителей до выполнения рейсов. Отметим, что данное мероприятие является обязательным для всех организаций, которые оказывают услуги, связанные с управлением транспортом: автомобильным, морским, авиационным, специальным. Соответственно, любое предприятие, работающее в этой сфере, обязано организовать систему предрейсовых медосмотров, включающую контроль трезвости. Проходить его обязаны все водители, состоящие в штате компании. Требование также распространяется на индивидуальных предпринимателей, работающих на транспортных средствах.

Важно! Единственным исключением из правила являются водители — работники экстренных служб.

Как компания может организовать предрейсовый медицинский осмотр?

Долгое время существовало два основных способа решения данной задачи:

1. Работодатель организует проведение предрейсового медосмотра самостоятельно. Такой вариант предпочтителен для крупных организаций. Для проведения медосмотров компания должна оборудовать кабинет в соответствии с СП 2.1.3678-20, закупить, установить и настроить необходимое оборудование. Работодатель также должен нанять в штат как минимум двух сотрудников – заместителя генерального директора по медицинской части и медсестру или фельдшера. Каждый из них должен иметь профильное образование, подтвержденное соответствующими удостоверениями, свидетельствами и сертификатами. После этого компания должна получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

2. Работодатель заключает договор с компанией, имеющей лицензию на проведение медосмотров. Такой вариант более популярен среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как не предполагает крупных единоразовых расходов. Некоторые компании, занимающиеся медицинскими осмотрами, организуют их проведение на объекте заказчика. В этом случае работодатель оплачивает расходы на транспортировку медицинского персонала. Другие организации проводят осмотры в собственных помещениях. В этом случае работодатель своими силами организует доставку сотрудников к медицинским учреждениям.

На уровне законодательства обсуждается третий вариант. Он предполагает дистанционный контроль состояния здоровья водителей перед отправкой в рейс. Если работодатель выбирает этот вариант, он обязан предоставить помещение, закупить необходимое оборудование и заключить договор с медицинской организацией. После этого компания сможет проводить осмотр сотрудников на собственном объекте. Необходимости нанимать в штат дополнительных специалистов при этом не возникает.

Измерительный терминал АСПО-М, переносной, для мобильных пунктов.
Измерительный терминал АСПО-С в высокоэргономичном, компактном и защищенном исполнении. Возможно самотестирование в присутствии медработника.
Измерительный терминал АСПО-С в высокоэргономичном, компактном и защищенном исполнении. Возможно самотестирование в присутствии медработника.
Для проведения удаленных медицинских осмотров АО НПП «Системные технологии» разработала комплекс АСПО™. Он в автоматическом режиме мониторит более 40 параметров, сохраняет данные и передает их медицинским сотрудникам. Они, в свою очередь, принимают решение о допуске или недопуске водителя до рейса. АСПО™ также обеспечивает контроль трезвости водителей и автоматически вносит данные в журнал контроля. Все это способствует сокращению трудопотерь, заболеваемости и смертности, а также позволяет оптимизировать управленческие процессы.

Как еще можно организовать контроль трезвости?

На рынке представлены различные системы, позволяющие выявлять содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Наиболее популярными являются:

1. Системы контроля доступа (СКУД) с встроенными алкотестерами. Они позволяют физически не допустить водителя к управлению транспортным средством. СКУД с алкотестерами могут работать в полуавтоматическом или автоматическом режиме. Оборудование проводит массовую (то есть всех сотрудников без исключения) или выборочную проверку, а затем отправляет данные контролирующему лицу. Полностью автоматические системы в автоматическом режиме собирают полученные данные и принимают решение о допуске или недопуске работников.

2. Алкоблокираторы (алкозамки). Данные устройства устанавливаются непосредственно в транспортные средства и проводят контроль трезвости перед рейсом. Если сотрудник откажется проходить проверку, или прибор выявит опасный уровень запрещенных веществ, алкозамок не даст водителю запустить двигатель. Некоторые современные системы имеют функцию отправки данных контролирующим сотрудникам. Алкоблокираторы проводят контроль трезвости персонала по установленной программе. В первый раз водитель проходит его перед запуском двигателя. Дополнительные проверки могут быть организованы в течение рейса или по его окончании.

Важно!
Отметим, что данные способы являются вспомогательными и не отменяют необходимость проведения полноценных предрейсовых, текущих и послерейсовых медицинских осмотров. Тем не менее, они помогают в некоторой степени уменьшить риски выхода в рейс работника в опасном состоянии.

Законодательная база

Если работодатель нарушает нормы законодательства, касающиеся проведения медицинских осмотров, он может быть привлечен к административной ответственности. Основные статьи, которые применяются в таких случаях:

Статья

Описание

Размер штрафа

Статья 5.27.1, часть 3

Допуск водителя к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения

обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) или наличии у него медицинских

противопоказаний.

  1. Для должностных лиц и предпринимателей: 15 000 – 20 00 рублей.
  2. Для юридических лиц: 110 000 – 130 000 рублей. 

Статья 11.32

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

  1. Для граждан: 1 000 – 1 500 рублей.
  2. Для должностных лиц: 2 000 – 3 000 рублей.
  3. Для юридических лиц и предпринимателей: 30 000 – 50 000 рублей. 

Статья 12.32

Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством. 

  1. Для должностных лиц: 20 000 рублей.
  2. Для юридических лиц и предпринимателей: 100 000 рублей. 
© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.