Изменения в законодательстве: телемедицинский осмотр и электронный путевой лист

В данной статье мы поговорим о двух событиях, которые демонстрируют общий тренд 2021 года, а именно цифровизацию документооборота. «Системные технологии» поддерживает данную тенденцию. В этой статье мы расскажем о введении электронных путевых листов и о новом порядке телемедицинских осмотров.

Содержание

1. Электронные путевые листы и транспортные накладные

1.1. Суть проекта

1.2. Как проходил эксперимент?

1.3. Какой документации коснулись изменения?

1.4. Перспективы

2. Новый Федеральный закон о телемедицине и дистанционных медицинских предрейсовых осмотрах

2.1. Суть проекта

2.2. Основные изменения

2.3. Как компания может перейти на дистанционные медицинские осмотры?

Резюме

1. Электронные путевые листы и транспортные накладные

1.1. Суть проекта

В октябре 2020 года в России проводился эксперимент. Его участниками стали 6 регионов: Республика Татарстан, Краснодарский край, Москва, Московская, Рязанская и Калужская области. Эксперимент предполагал введение и постепенный переход на новый формат путевых листов и транспортных накладных. В проекте было указано, что участники автомобильных перевозок будут формировать документацию и обмениваться ей в электронном виде. За передачу документов между сторонами и Минтрансом должна отвечать информационная система «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» — «Суперсервис 22». Отметим, что в рамках октябрьского тестирования она не была полностью готова. Вместо этого была запущена только часть системы, а после окончания пилотного периода начался сбор обратной связи. На основе полученных данных «Суперсервис 22» будет доработан.

1.2. Как проходил эксперимент?

Участие в проекте было добровольным, а по планам Минтранса к нему привлекли всех крупных региональных перевозчиков. При этом прошедший тест не отменял бумажную отчетность, поэтому все документы оформлялись как в цифровом, так и в «бумажном» формате. 31 октября пилотный запуск проекта завершился. Минтранс и многие региональные операторы перевозок позитивно оценили нововведения.

1.3. Какой документации коснулись изменения?

В первую очередь электронный оборот призван упростить составление и предоставление транспортных накладных и путевых листов. Также было проработано содержание этих документов.

Транспортные накладные (ТрН) и электронные транспортные накладные (ЭТрН).

Основная задача этого документа — подтвердить наличие договора на перевозку. Именно ЭТрН является основанием для учета оказанных услуг и служит для проведения расчетов между сторонами. В документе содержатся данные, необходимые для организации перевозок. Составитель обязан указывать в нем:

  • срок погрузки, разгрузки и доставки товаров;
  • штрафы за простой или недоставку грузов;
  • данные об используемом транспорте: и вместимость, и грузоподъемность;
  • информацию об условиях транспортировки грузов: температурном режиме, маркировке, фиксации и так далее.

В рамках эксперимента перевозчики были обязаны заполнять и предоставлять ЭТрН в электронном виде, сохраняя при этом бумажную версию документа. Для каждого участника проекта была настроена автоматизированная программа, которая передавала данные оператору. Перевозчики также должны были фиксировать сведения о статусе перевозки в реальном времени, хранить сведения о завершении доставки и возвратах.

Схема работы с ЭТрН выглядела следующим образом:

1. Отправитель груза создавал электронный документ, заполнял сведения о грузе. После этого ЭТрН удостоверялся с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Затем документу присваивался уникальный идентификационный номер, после чего он отправлялся оператору электронного документооборота (ЭДО).

2. ЭТрН отсылался перевозчику. Он, в свою очередь, фиксировал в документе новые данные: время погрузки и прогнозируемое время доставки. Перевозчик также делал отметки о состоянии товаров на момент отправления. После этого документ подписывался второй КЭП и отправлялся оператору ЭДО.

3. На следующем этапе оператор электронного документооборота проверял все данные, внесенные в ЭТрН. Если были выявлены ошибки и несоответствия, документ возвращался перевозчику для внесения изменений. Если проверка проходила успешно, ЭТрН отправлялся отправителю и получателю груза, а также в «Суперсервис 22».

4. Информационная система сверяла данные в документе с существующими базами. Информация о получателе, отправителе и перевозке груза проверялась в ФНС, о транспортном средстве — в МВД. Если были обнаружены расхождения, данные возвращались участникам перевозки через оператора ЭДО. После внесения изменений документ проверялся повторно.

5. После того, как ЭТрН прошел проверку ФНС и МВД, участники перевозки вносили в него любую юридически значимую информацию о процессе перевозки. Это могли быть, например, данные о проверках в пути, смене водителя и транспорта, перенаправлении и так далее.

6. После доставки получатель фиксировал в ЭТрН фактическое время прибытия груза. В документ также вносилась информация о состоянии отправления. Если груз не был принят или был принят частично, данные о причинах также заносились в ЭТрН. После этого документ заверялся КЭП и отправлялся оператору, а затем — отправителю и перевозчику. Новая версия документа также сохранялась в «Суперсервис 22».

7. Информационная система фиксировала все данные о перевозке и отправляла их в реестр «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Он будет создан после принятия соответствующего законопроекта. Все данные, внесенные «Суперсервис 22», будут доступны для органов исполнительной власти.

8. Копии итоговых ЭТрН оставались у каждого участника перевозок. Внесение в них изменений невозможно. По запросу государственных органов каждая сторона будет обязана передать свою копию для проверки.

Путевые листы (ПЛ) и электронные путевые листы (ЭПЛ).

В отличие от ЭТрН, они являются внутренними документами перевозчика. В ЭПЛ должна содержаться информация, необходимая для учета работы водителя и транспортного средства. Речь идет, например, о пробеге, маршруте, расходе топлива и смазочных материалов. К числу обязательных также относятся сведения о проведении контроля технического состояния автомобиля и о результатах медицинского предрейсового осмотра водителя.

Как и в случае с ЭТрН, в ходе эксперимента перевозчики должны были сохранять как цифровую, так и физическую копии документа. Процесс работы включал в себя следующие этапы:

1. Перевозчик создавал новый ЭПЛ, вносил в него свои регистрационные данные, а также информацию о водителе, транспортном средстве, прицепе (если он использовался), точках отправления и прибытия.

2. Медицинский работник фиксировал в документе данные о предрейсовом осмотре сотрудника. В ЭПЛ нужно было вносить время его проведения, комментарии о состоянии здоровья водителя, решение о пригодности его к рейсу. Затем медицинский работник заверял документ своей цифровой подписью.

3. Механик фиксировал в ЭПЛ результаты технического контроля транспортного средства: уровень ГСМ, показания одометра и так далее. Затем в документ вносилось решение о допуске ТС к рейсу, электронный путевой лист заверялся цифровой подписью.

4. Перевозчик подписывал ЭПЛ и отправлял его оператору и в «Суперсервис 22». Система сверяла данные о компании с базами ФНС, о транспортном средстве — с базами МВД. Если система находила ошибки и расхождения, документ возвращался для исправления. После успешного прохождения проверки документу присваивался уникальный идентификационный номер. Информация об этом сообщалась перевозчику.

5. После окончания рейса механик фиксировал в документе результаты повторного осмотра ТС. Сотрудник оставлял свои комментарии и заверял ЭПЛ своей цифровой подписью.

6. По возвращении водитель проходил повторный осмотр. Медицинский работник вносил в документ данные о состоянии здоровья сотрудника и оставлял комментарии. После этого он заверял документ цифровой подписью.

7. Перевозчик вносил в документ информацию о прохождении водителем контрольных точек и доставке груза. Он также оставлял комментарии и оставлял свою электронную подпись. После этого перевозчик закрывал электронный путевой лист.

8. Документ отправлялся оператору ЭДО. На основании данных система вносила данные в реестр и открывала доступ к ним для органов исполнительной власти.

Во время пилотного периода не были сформулированы требования к тому, какой именно тип цифровой подписи должен был использоваться для заверения ЭПЛ.

1.4. Перспективы

Проведенный эксперимент демонстрирует лишь малую часть возможностей полноценной системы «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Доработать и внедрить ее во всех регионах России планируется в 2024 году. Основным эффектом от ее использования разработчики считают полный отказ от бумажных документов. Благодаря этому водители смогут предъявлять инспекторам данные на экранах смартфонов и других устройств, а служители закона в свою очередь смогут получить доступ к необходимой информации через интернет. Также упростится получение документов и разрешений для перевозки опасных и других грузов, пересечения границы и так далее.

2. Новый Федеральный закон о телемедицине и дистанционных медицинских предрейсовых осмотрах

2.1. Суть проекта

В 2020 году Правительство РФ вынесло на рассмотрение закон о дистанционном контроле состояния здоровья водителей перед отправкой в рейс. Это направление обсуждалось еще в 2010, а в 2015 были представлены первые прототипы комплексов для удаленных осмотров водителей. Далее законопроект дорабатывался, и в 2021 году планируется его окончательное рассмотрение. Основной задачей в законе названо «совершенствование законодательства о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения с применением телемедицинских технологий».

2.2. Основные изменения

Текст законопроекта содержит разъяснительные формулировки и определяет период проведения различных видов осмотров. Многое в законе осталось без изменений. Основные аспекты относятся к тем, кто планирует переходить на систему дистанционных медосмотров.

Согласно новому законопроекту водители обязаны проходить следующие виды очных осмотров:

1. Предварительный. Он проводится перед приемом сотрудника на работу. Его основная цель — выявить заболевания и патологии, делающие невозможным управление транспортным средством.

2. Периодический. Он проводится с интервалом в 2 года или в 1 год, если водитель моложе 21 года.

3. Регулярный. Он проводится раз в 6 месяцев при условии, что компания использует телемедицинские технологии.

4. Предрейсовый. Если компания не использует телемедицинское оборудование, водитель проходит осмотр в очном формате. Его проведение осуществляет сторонняя компания на основании договора оказания услуг или штатные сотрудники с соответствующей квалификацией.

5. Внеплановый. Назначается по требованию региональных органов или по внутреннему приказу организации.

Кроме упомянутых выше мероприятий водитель обязан проходить психиатрическое освидетельствование с периодичностью 1 раз в 5 лет.

В законе также содержится порядок проведения дистанционных медицинских осмотров. Водитель должен проходить его перед выходом в рейс и после возвращения. Осмотр, проводимый с помощью телемедицинских технологий, в законе называется контролем параметров состояния здоровья. Если водители проходят его удаленно, то компания обязана дополнительно обеспечить регулярные очные проверки. В него в обязательном порядке входит химико-токсикологический анализ на содержание наркотических, психотропных средств и их метаболитов.

В законе отдельно содержится правило, согласно которому все системы, которые используются для проведения телемедицинских осмотров, должны соответствовать техническим требованиям и стандартам, действующим в России. Любое оборудование должно быть:
  • зарегистрировано в государственном реестре медицинских изделий;
  • разрешено к применению на территории РФ.

Соответствие системы существующим стандартам должно быть подтверждено документально. Запросить все лицензии и сертификаты вы можете у производителя оборудования.

Согласно требованиям законодательства оборудование для телемедицинских осмотров должно проходить техническую проверку, в ходе которой необходимо проверить точность измерений.

Аспекты, связанные с порядком проведения осмотров, остались без изменений. Согласно закону, время, которое отводится на контроль состояния здоровья, входит в рабочее или же оплачивается сверхурочно. Все расходы, связанные с покупкой и установкой оборудования, а также организацией осмотров, несет работодатель.

2.3. Как компания может перейти на дистанционные медицинские осмотры?

Решение о смене формата проверок и установке нового оборудования принимается руководителем предприятия или другим ответственным лицом. В текущей редакции законопроект не содержит рекомендаций или требований.

Для перехода на телемедицинские осмотры компании необходимо:

1. Приобрести специализированное оборудование/автоматизированную систему.

2. Заключить договор с медицинским учреждением, проводящим предрейсовые медосмотры. У него должна быть соответствующая лицензия. В качестве альтернативы вы также можете нанять в штат сотрудника с необходимой квалификацией.

3. Установить оборудование, наладить документооборот и стандарт для цифровых подписей.

4. Настроить программное обеспечение, обеспечивающее идентификацию сотрудников, передачу данных. Оно должно соответствовать требованиям, действующим в РФ. Все водители должны подписать соглашение на обработку персональных данных.

5. Наладить хранение информации. Так как данные, собираемые в ходе проверки, относятся к медицинской тайне, доступ к ним должен иметь только ограниченный круг лиц и только для служебного пользования.

6. Обучить персонал порядку прохождения и проведения осмотров. Ответственные сотрудники должны знать основы работы с документооборотом.

Резюме

Компания «Системные Технологии» поддерживает инициативы, описанные в этой статье. Тем не менее мы понимаем, что переход на предрейсовые медосмотры — достаточно серьезный вызов. Отказ от проверки основных показателей здоровья непосредственно в медицинском учреждении может существенно повысить риски «пропустить» заболевание. Так, например, фельдшер может не заметить некоторые признаки нарушений функционального состояния работника, которые могут стать причиной аварии. Чтобы исключить подобные риски, был разработан комплекс АСПО™. Наша система обеспечивает наивысшую точность измерений и необходимую полноту данных о действительном состоянии работника.

© Вся информация, размещенная на сайте является собственностью группы компаний «Системные технологии».
Любое использование и копирование без разрешения правообладателя строго запрещено.